61-й сезон в Театре на Таганке открылся необычной премьерой – спектаклем «Желтая стрела» режиссера Анны Закусовой по мотивам одноименной повести Виктора Пелевина. В афише жанр постановки определен как пластический спектакль, но будет более точно отнести спектакль к визуальному театру, который отличает многообразие сценических средств: здесь можно услышать прозу и поэзию, найти элементы кукольного театра и циркового искусства, увидеть хореографические номера, исполняемые на профессиональном уровне. Такое разнообразие позволяет артистам взаимодействовать со зрителями с помощью образов. Образы в визуальном театре – материальное воплощение на сцене воспоминаний, мыслей, фантазий создателей спектакля. Порой может даже показаться, что визуальный спектакль – это просто набор не связанных друг с другом сцен. Но это не так, просто такой вид театра требует от публики внимания, открытости и смелости, чтобы погрузиться в самые потаенные места своего внутреннего мира.
Анна Закусова реализовала очень смелую идею: переосмыслить насыщенный аллегориями и скрытыми смыслами текст Виктора Пелевина в визуально-пластический спектакль. Будут ли понятны идеи повести, если их не озвучить? Создатели с помощью специально написанной музыки (композитор – Кирилл Таушкин), песен, пластического взаимодействия, импровизации смогли перевести слова в образы, превратив спектакль в универсальное сценическое высказывание. Одним из ярких примеров трансформации слышимого и произносимого вслух в визуально-чувственное является воплощение героя по имени Хан на сцене. В повести Хан тот человек (или, точнее сказать, нечто большее и масштабное, чем такое несовершенное создание, как человек), с которым Андрей ведёт разговоры о смысле существования в поезде «Жёлтая стрела». В постановке все сцены между Андреем (Павел Лёвкин) и Ханом (Баин Бовальдинов) происходят без слов, только с помощью хореографии, но даже без слов зрители понимают, что волнует главного героя.
«Желтая стрела» Виктора Пелевина имеет одну интересную особенность: главы идут в обратном порядке, от 12 до 0. В тексте читатели этот прием видят сразу, но в пространстве театра каким образом можно показать обратный отсчет либо до катастрофы, либо до свободы? Хореографический номер состоит из отдельных движений, и именно это свойство позволяет увидеть на сцене главную особенность повести «Желтая стрела». Например, история взаимоотношений между Андреем и женщиной (Юлия Стожарова) сначала исполняется в прямой последовательности, а затем в обратной.
Уже первая сцена спектакля определяет место действия и указывает на то, что зрители являются пассажирами «Желтой стрелы»: на боковой стене зрительного зала и перед сценой установлены экраны, ведущие трансляцию из купе, в котором сидит Андрей с абсолютно потухшим взглядом. Его состояние понятно – каждый день повторяется одно и то же: подъем, чай в граненном стакане, сосед спросит: «Что это вы такой мрачный?», Пётр Сергеевич будет играть в напёрстки, Андрей начнет повторять свой телесный разговор с Ханом. Но на очередном повторе Хан не станет участвовать в телесном диалоге, заставляя героя задуматься о том, что он, Андрей, превратился в белку в бессмысленно крутящемся колесе. Уже сам Андрей откажется повторять своё взаимодействие с женщиной, понимая, что это всё уже было и повторится вновь. Осознание бессмысленности жизни приходит к герою внезапными вспышками, когда он выходит из трансового состояния, в которое его погружает то ли стук колес, то ли что-то невидимое и неслышимое зрителям. Если задуматься, то бывают периоды в жизни, когда мы, как Андрей, двигаемся по одному и тому же маршруту, говорим одни и те же пустые слова. Но мы сами вгоняем себя в такое состояние и только мы можем разомкнуть этот круг.
О стуке колес хочется поговорить отдельно. Рассказ о разнообразных мировых стуках колес – один из самых запоминающихся моментов в повести. В спектакле он обыгран с актерской точки зрения очень ярко: два диктора новостей (Алексей Финаев-Николотов и Всеволод Кремер) рассказывают о различиях в стуках, произнося звуки на манер скороговорок с занятий по сценической речи. Артисты выговорили все труднопроизносимые многобуквенные сочетания согласных!
В спектакле есть крючки, которые связывают происходящее на сцене как с прошлым, так и с современной жизнью. Так как зрители в поезде, то, естественно, будут ассоциации с железной дорогой. Важная составляющая визуальной части спектакля – клетчатые сумки, которые знакомы всем тем, кто жил в России в 90-х. Они используются и как блоки, из которых строится импровизированный диван, из них сделаны скворечники для голубей (да-да, скворечники для голубей!). Продажа товаров в поезде – своего рода путевое развлечение, которое знакомо всем, кто хотя бы раз в жизни путешествовал на пригородной электричке. В ассортименте продавцов есть абсолютно всё: сканворды, батарейки, книги, ручки, ножи. Можно продолжать бесконечно! Продажа (точнее даже не продажа, а реклама) товаров – узнаваемая, вызывающая улыбку и смех сцена, потому что каждый зритель знает, как выглядят и как говорят продавцы.
Роль Андрея исполняет Павел Лёвкин, который также является прекрасным артистом музыкального театра, поэтому в «Жёлтой стреле» у Андрея есть сольные музыкальные номера в разных жанрах: зрители услышат и лирическую балладу, и протестный рок. Жанр стендапа не теряет свою популярность на протяжении многих лет, что связано с открытостью этого направления: артист стендапа может говорить о том, что волнует его в жизни, что ему нравится или не нравится в себе и окружающем мире. В спектакле будет забавный стендап монолог и от Алексея Финаева-Николотова, в котором удачно сочетаются личные истории, и шутки, посвященные железной дороге и современным реалиям.
Монотонность и бессмысленность жизни в поезде еще больше подчеркивается изматывающим бегом Андрея на одном месте. Этот образ очень сильный, он показывает на физическом уровне, что такое существование изматывает человека физически и эмоционально, превращая его в загнанного зверя, лишенного желаний и чувств. У героя хватит сил найти дверь на выход и, главное, он сможет остановить этот бег. И снова мы видим мощный образ, который без слов говорит о том, что преодолевает герой на пути к свободе. Сначала Андрей хочет уйти, взяв с собой огромные клетчатые баулы, но они настолько громоздкие, что не дают герою пройти с ними сквозь дверной проем. Только оставив все вещи, Андрей может выйти в непонятный, но прекрасный мир.
Финальная сцена спектакля закольцована с началом: снова экраны, транслирующие пейзаж за окном, снова Хан в роли проводника. Андрею удалось покинуть поезд, идущий к разрушенному мосту. А нам удастся это сделать? Создатели постановки не дают однозначный ответ на этот вопрос, предоставляя нам самостоятельно сделать одновременно и сложный, и легкий выбор.
Автор – Ксения Вязьмикина