3 октября кинопрокатная компания «Про:взгляд» представит на российских экранах экзистенциальную драму немецкого режиссёра Маттиаса Гласнера «Жизнь». Автор фильма определяет его в нескольких жанрах: драма, трагикомедия, мелодрама.
На экране в течение трёх часов разворачивается жизнь среднестатистической немецкой семьи Лунис. Картина, поделённая на главы, начинается с рассказа о самых старших её представителях. В этой первой главе она приобретает черты ещё одного жанра, а именно социальной драмы о стариках, стоящих на пороге вечности. Властная и самодостаточная мать Лисси Лунис (Коринна Харфух) вынуждена нести бессменную вахту около мужа-дементика и нескрываемо рада, когда супруга, наконец, отдают в дом престарелых.
Самая большая глава семейной саги посвящена сыну Лисси – дирижёру Тому Лунису (Ларс Айдингер), который проходит через сложности кризиса среднего возраста и неизбежно выходит на путь переоценки собственной жизни. Сестра Тома Эллен (Лилит Штангенберг) путается с женатым боссом и злоупотребляет алкоголем. Видимое семейное благополучие, которое Лунисы пестовали многие годы, разрушается изнутри и всё больше отдаляет родственников друг от друга.
Фильм снят в достаточно мрачной цветовой гамме, вполне передающей общее душевное состояние героев. Режиссёрская усмешка, разгоняющая грозовую атмосферу, выражается в «редких, но метких» вкраплениях ехидного нуара. К этой иронии можно было бы отнести и «шутку» прокатчиков, которые в российском варианте придали фильму под немецким названием «Sterben» (смерть) противоположный смысл, озаглавив его «Жизнь».
Эта весьма грамотная идея многое раскрывает во внутренней драме семьи Лунис. По задумке режиссёра все герои его саги перешли через главный «перевал» своей жизни и уже спускаются вниз, приближаясь к её концу. Поэтому название «Sterben» (точном переводе – «Умирание», процесс ухода) верно выражает суть конфликта героев с самими собой. Если старшее поколение уже эмпирически решило для себя все экзистенциальные проблемы или находится в стадии понимания невозможности их решения, то младшие только начинают задумываться о вечном и своей роли в прожитом.
Здесь во главу сюжета можно поставить трагический диалог матери и сына, когда они говорят друг другу годами скрываемую правду о самих себе и истинных отношениях внутри семьи. Этот диалог очень цепляет российского зрителя, потому что раскрывает глубину немецкого менталитета и обнажает его существенную разницу с нашим, русским. Спокойный, почти деловитый доклад Лисси сыну о её смертельных заболеваниях и поразительно равнодушное принятие им этой информации. Честное взаимное признание в нелюбви также не вызывающее у обоих никаких эмоций. Дежурные и безучастные вопросы новоиспечëнной бабушки Лисси о внучке. Во всём этом действительно невидимо присутствует умирание чувств, тела, человечности. Возникает вопрос: что же скрепляло эту семью много лет, если не любовь? И не оттого ли мать и сын так болезненно откровенны друг с другом, что любят, но не желают в этом признаться, чтобы на краю жизни не стать обузой, бременем для родных? В любом случае, в российском варианте подобного разговора накал страстей был бы, разумеется, совершенно иным. Показательна внутренняя подоплёка этого диалога: горячий или холодный, он всё о том же. О конечности жизни и персональном месте в ней.
Это осознание особенно актуально для Тома, чья творческая натура склонна к рефлексиям, а действительность их только подогревает. В творчестве, где дирижёр ощущает простор для бессмертия души, ему мешает самовыразиться его лучший друг-композитор, который в приступе самоедства никак не закончит своё главное произведение под названием «Смерть». В жизни Том по-прежнему влюблён в свою бывшую девушку, которая родила ребёнка от другого и, в свою очередь, не знает, к кому из двоих соискателей на роль отца прислониться. Эта нелепо-комичная ситуация и нескончаемые споры «папаш» о том, кто из них имеет больше прав на новорожденную, немного разряжает общий драматизм картины.
Почему же всё-таки на «Жизнь», а не на «Смерть» предлагают нам посмотреть прокатчики в России? Скорее всего потому, что всё показанное в фильме, является простой ежедневностью многих людей, потому, что уход из жизни – тоже её часть, потому, что не смерть, а жизнь имеет своё продолжение в вечности. Именно поэтому родившийся ребёнок, как продление жизни, так важен для героя, недополучившего и недодавшего любви.
Фильм безусловно неординарный, способный привлечь внимание любителей серьёзного, вдумчивого кино с отличными актёрскими работами, режиссурой и музыкой. Не обладая завлекающей интригой и экшном, он попадает в разряд артхауса, пленяя спокойным, вязким течением, интересной структурой и бэкграундом для осмысления.