Короткометражная Италия: похищение Европой. 4-й сборник новелл современных итальянских кинорежиссёров

Под занавес проката выбрались на ITALIAN BEST SHORTS 4: ИСТОРИИ НАШЕЙ ЖИЗНИ. В альманахе собраны лучшие итальянские короткометражные фильмы за 2018-2020 годы. Почти все они участвовали в итальянских и европейских смотрах и получили награды, в числе которых призы Венецианского кинофестиваля и «Золотой глобус».

Фото предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

Если считать, что кино хоть в какой-то мере отражает реальность, то региональные сборники новелл очевидно ценны вдвойне: показывают, чем живёт страна и в какую сторону движется национальное киноискусство, – что волнует местных режиссёров, какими художественными средствами они это передают сегодня и чем всё это отличается от кино, которое мы смотрели вчера. Полный метр, как правило, не столь показателен и подвижен в силу масштаба: в каждом большом кинофильме – один режиссёр и одна стержневая «скелетная» проблема (не обязательно национальная), на которую нанизываются поддерживающие линии. 

В отличие от полнометражной кинокартины, грамотно составленная подборка короткометражек должна давать более разнообразную, объективную и подробную зарисовку происходящего в стране и искусстве. Ведь историй несколько, и в каждой – свой отдельный полноценный сюжет в большом фокусе и свой режиссёр с уникальным взглядом, почерком и опытом. И главное – отсутствует единый заказчик с брифом на старте (новеллы склеивают в подборку постфактум, когда картины уже вышли на экраны или «прокатились» по фестивалям). 

Фото предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

Четвёртый киноальманах современных итальянских новелл, кажется, склеивал грустный монтажёр. Либо жизнь в Италии стала настолько невесёлой, что фильмы-визитки не получились хоть сколько-нибудь светлыми и жизнеутверждающими. Семь мини-фильмов, семь творческих команд, семь сюжетов – и семь упущенных киношансов узнать прежнюю Италию или влюбиться в неё, если вы до сих пор этого не сделали. 

Конечно, никто и не обещал веселья. За классными кинокомедиями вам сюда. Но поверить в то, что итальянцам не удалось стряхнуть с головы пепел и включить самоиронию, – невозможно, как невозможно забыть их духоподъёмные фильмы о тяжёлых временах, будь то «Жизнь прекрасна» или «Новый кинотеатр “Парадизо”». Похоже, продюсеры новейшего сборника намеренно подбирали наименее итальянские по духу короткометражки, задаваясь единственной целью – показать Италию не как Италию, а как тотально европейскую страну. Со всеми евроболячками, переосмысленной колониальной наследственностью, покаянием, политкорректностью, доходящей до абсурда, и отсутствием радужных перспектив.

Фото предоставлены пресс-службой «ПилотКино»
Фото предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

Смотрите сами. Две из семи новелл посвящены непростой жизни беженцев в Италии. При этом коренные итальянцы – либо бездельники, целыми днями торчащие в пивбаре на центральной пьяцце, либо злобные бесчувственные люди, унижающие мигрантов. Дальше: новелла о растлении малолетних, ещё одна – о глухонемом бомже, который зол на человечество, ещё одна – о мальчике, который боялся мафии, но потом поборол свой страх. Ещё есть зарисовка об инфантильном великовозрастном двойнике Элвиса, и финальная короткометражка (режиссёр посвятила её своей матери) о том, что ребёнок – если растить его в одиночку – это странная, тяжёлая и неудобная ноша. К концу просмотра не остаётся никаких сомнений: теперешняя Италия – это не полнокровная самобытная страна с непростым, но живым характером, а заурядный европейский локейшен, который даже не мечтает стать местом съёмки. Если такой была задумка продюсеров-кураторов, то они всё собрали безупречно.

Фото предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

А что с художественными средствами? Здесь всё гораздо позитивнее. Отличное качество съёмки, интересные планы и ракурсы, прекрасный Рим и площади южной Италии, неожиданные визуальные решения и музыкальное оформление – то, ради чего 4-й сборник короткометражек всё же стóит посмотреть, особенно если нуарное настроение и «европейский след» в Италии вас не печалят. Например, образы героев в истории «Нетерпимость» о бездомном инвалиде создал мастер визуальных эффектов Никола Сганга, лауреат престижной итальянской премии «Давид ди Донателло» за «Страшные сказки» (реж. Маттео Гарроне). Интересно и то, что фильм снят без слов, на языке жестов. Музыку написал Димитри Скарлато, он же автор саундтрека к фильмам «Суини Тодд» (реж. Тим Бёртон) и «Молодость» (реж. Паоло Соррентино). 

В подборке много достойных актёрских работ. Большинство имён зрителю ни о чём не говорят, но Альба Рорвахер – одна из ключевых актрис современного итальянского кино – знакома многим по замечательным работам в картинах «Идеальные незнакомцы», «Место встречи», «Счастливый Лазарь», «Чудеса», «Моя гениальная подруга» и др. Картину «Порочная связь» с Рорвахер в главной роли привозили на XII кинофестиваль «Из Венеции в Москву» в феврале 2021. В сборнике короткометражек её можно увидеть в новелле «Быть моей мамой» (реж. Джазмин Тринка). 

Фото предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

Необычный талант актрисы – психофизическая гибкость, позволяющая ей с одинаковой достоверностью погружаться в драму на грани безумия и парить в лёгкости комедийного клоунского существования. Альба Рорвахер – обладательница Кубка Вольпи и Кубка Пазинетти Венецианского кинофестиваля, а также премии «Давид ди Донателло». В 2016 году актриса входила в состав главного жюри 66-го Берлинского международного кинофестиваля. 

Источник фото: сайт КиноПоиск

В московских афишах подборка уже не значится, но доступна для просмотра в сервисах IVI, Okko и КиноПоиск HD.

«Italian Best Shorts 4: Истории нашей жизни» (Rassegna dei corti: Le storie della nostra vita)
Год: 2018-2020

Режиссёры: Джанлука Дзонта, Вито Палмьери, Андреа Делла Моника, Вито Палумбо, Алессандро Абер, Джулиано Джакомелли, Джазмин Тринка.

В ролях: Альба Рорвахер, Роберто Херлитцка, Марко Маркезе, Симона Каваллари, Серджо Ди Паола, Диана Ди Паоло, Франко Ферранте, Джига Имеладзе, Марита Иукаридзе и др.

Продолжительность: 96 мин.

Возрастная категория: 16+