Что может символизировать ковчег? Единственный шанс на спасение, оплот надежды, место света в кромешной тьме, которая там, за бортом? Об этом новый спектакль театра «Современник», основанный на произведении Ф. Гудрич и А. Хакетта «Дневник Анны Франк», пьесе Олега Антонова, а также самих записях, которые вела 13-летняя девочка в годы оккупации Европы нацистами. Режиссеры – Яна Сексте и Алексей Усольцев – создают ковчег, в котором проживут часть жизни люди, вынужденные бороться с неподвластными и страшными событиями. Объединенные страхом и чужой ненавистью, они, тем не менее, пытаются не предать единственно важное чувство – любовь.

Пространство спектакля вторит месту действия «Дневника». Сцены в привычном понимании нет, зрительские места образуют круг, в центре которого бьется сердце истории. Такая рассадка сжимает пространство, и не для самих зрителей, а для актеров, которые в действительности оказываются в условиях тесного чердака, где в нескольких комнатах две совершенно разные семьи пытаются сохранить свои жизни. Так какая же роль отведена тем, кто за чертой происходящего действия? Это те друзья, которых Анна Франк хотела обрести, ведя свои дневники, или же это всевидящее око, которое, может быть, и не думало, что станет свидетелем трагедии? Примечательно также и то, что внешний мир существует как бы за стенами театрального пространства. Мы его не видим, только слышим. Шаги, стук, звуки эвакуации, пролетающий самолет, сбрасывающий бомбу – это все где-то там, это внешнее, страшное, враждебное.
Почти живым организмом становится свет, который гаснет, когда гаснут надежды героев, зажигается в минуты опасности, протягивается тоненьким лучиком, когда главная героиня остается верна своим чувствам и надеждам. Так, вся сцена замирает, словно жизнь оттеняется несдерживаемыми душевными порывами героини, когда она садится за свой дневник, оставаясь единственной освященной фигурой, и каждая такая запись превращается в монолог юного создания, которое хочет и чувствовать, и любить, и верить в конечную победу добра над злом.

Совместная жизнь семей Франк и Ван Даан наполнена склоками и непониманием. Над всеми витает почти непрестанно угроза смерти, которая может внезапно ворваться в их маленький и богом забытый уголок. В каждом сильнее прочего играет чувство эгоистичной боязни за свою собственную жизнь, и возникающие конфликты грозят не то что трещинами разойтись по этой хрупкой конструкции совместного попытки выжить, но разбить ее вдребезги.
Единственным проводником всего доброго, той силы, которая превращает в вечность человеческие жизни, становится главная героиня – Анна Франк (Мария Шумилова). Ее душа так широка, что испытание жизнью на чердаке, где надо прятаться от всего внешнего, где надо стараться быть размером с песчинку, чтобы тебя бы не заметили, становится для нее невыносимым. Вся она – обостренное чувство, жаждущее впитывать в себя эмоции и переживать их. Даже в таких условиях она хочет оставаться человеком, ведь Анна – юное и неискушенное создание, которое только начинает распускаться, как нежнейший цветок. А потому она остается непонятой, почти у всех с ней возникают конфликты, зачастую она становится невыносима из-за своих безудержных эмоциональных порывов.

Зарождающаяся первая любовь между Анной и Питером (Никита Табунщик) проходит путь от непреодолимого непонимания и резкостей в сторону друг друга, до самого сильного чувства, которое сохраняет в человеке стимул оставаться человечным. Сцены их откровений почти интимны. Ночью, когда вся сцена погружена во мрак, две юные фигуры, познающие начало необъятного чувства, объяты холодным светом. Они строят планы будущего побега в Португалию, потому что без надежды все духовное внутри превратится в пепел, и останется лишь прозябать на моральном дне, куда постепенно погружаются все жители «ковчега».

Момент, абсолютно превосходящий остальные по своему эмоциональному накалу, по своей духовной ценности – празднование Хануки. Сам праздник несет в себе сакральный смысл: освобождение от греческого ига. Так и герои: освобождаются от непрожитых обид, объединяются за молитвой и песнопениями. Этой связующей силой вновь становится Анна. Она выказывает необыкновенную проницательность по отношению к окружающим ее людям. Каждому она дарит что-то ценное, и даже сварливого Германа (Сергей Гирин) доводит почти что до слез.

Кульминационным центром спектакля можно назвать монолог Отто Франка (Александр Хованский): «Нам и фашисты не страшны, мы сами себя уничтожим!» Разъединение, ополчение друг против друга, непонимание и неприятие происходящего – более верный путь к погибели, чем внешний враг. Никто не понимает, почему невинные люди только из-за своей национальной принадлежности должны жить под дамокловым мечом. Но из уст Отто звучат все решающие и разрешающие слова: мы всегда терпели, и теперь будем терпеть, а если Бог чувствует, что еврей сомневается, то посылает ему немыслимые ужасы. Все предрешено, и коль скоро божественному проведению угодно провести нас через этот ад, мы должны терпеть. Вот они – слова откровения, которые жаждали услышать все. Пришедшие в этот «ковчег» пустыми и отчаявшимися, герои постигают нечто высшее, видимое только духовным взором.

Нет более страшного драматурга, чем война. В тихое убежище героев приходит новость – высадка союзников. Однако сразу после этого – облава. За пределами сцены, за самим пространством действия слышится агрессивная немецкая речь. И вдруг – врываются немецкие офицеры. Зритель прощается с героями, узнав об их дальнейшей судьбе: кто умер в газовой камере, кто – в лагере смерти от голода. Однако спектакль оставляет зрителям надежду, ведь в этом мире есть то, что может победить смерть и потерю близких, помочь смириться – это любовь. На последних аккордах, когда сцена покрыта голубоватой дымкой, вновь выходят Анна и Питер, и разговор их вовсе не о войне. Влюбленных преследует дух мечты о счастливой жизни в Португалии, они чувствуют тепло солнца и слышат бьющие о берег волны.
Спектаклю не зря дано название, отсылающее нас к евангельской легенде. Человеческие судьбы могут быть разрушены войной, люди могут быть загнаны в угол и в прямом смысле, и в смысле духовном. Однако и с героями, и со зрителями происходят сильнейшие душевные трансформации, открывающие такие понятные, но всеми забываемые истины: жизнь может прекратиться в любой момент, а самое ценное, что нужно сохранять – это гуманное отношение к близким, это умение любить даже в невозможных условиях.
Автор – Анна Герасимова