24 апреля мы побывали на спектакле-концерте к юбилею Театра имени Гоголя. Постановочная команда во главе с худруком Антоном Яковлевым и драматургом Валерией Гуменюк придумали (а актёры театра воплотили) интересный сюжет из жизни родного театра. Случаются такие сюжеты раз в столетие при благоприятном стечении обстоятельств – когда легенды оживают, а мы смотрим на них и верим в чудо.

Юбилей: без официоза
Если вы думаете, что юбилейные вечера в театрах – это нудные речи и пыльные архивы, то спектакль-концерт в Театре Гоголя разрушает этот стереотип. Минимум официоза, максимум энергии, оригинальный сценарий и эмоциональное воплощение – «Век на сцене. Перезагрузка» не просто ретроспектива 100-летней истории театра, а калейдоскоп стилей, жанров и эмоций, где классика уживается с авангардом, рок с оперой и рэпом, а трогательная лирика – с дерзкой пародией.

Сценография и режиссура: ожившие духи
Дух Театра выбирается из-под сцены, чтобы проведать уважаемую люстру Люсеньку, провести ревизию прошлого и обсудить будущее с сегодняшней труппой театра. Сцена превращается то в подмостки 20-х годов с их чётким революционным символизмом, то в походный привал и короткую передышку между боями Великой Отечественной, то в Гефсиманский сад под исповедь Иисуса, то в модный подиум с причудливыми нарядами в стиле «Русь, чего ты хочешь от меня?». Спектакль играет с форматами: проекции архивных кадров, выходы в зал, подмигивающая люстра, «рельсовая» лестница в небо.

Актёрский состав: все вместе
Почти вся труппа так или иначе задействована в концерте. Однако призраки, старожилы и молодёжь не соревнуются в мастерстве перевоплощения, а ведут бодрый уважительный диалог. Для общения они используют все средства от танцев и акробатики до оперного вокала и соло на трубе, а ещё шутят и смеются, вспоминают репетиции и иронизируют над профессией и судьбой. А в финале ожидаемо объединяются на большом семейном фото.

Из прошлого в будущее?
Особого внимания заслуживают воссозданные отрывки из архивных спектаклей исторического репертуара Театра. «Кавказский меловой круг» Брехта (режиссёр Александр Дунаев, 1964) и «Рок-н-ролл на рассвете» по рок-опере «Иисус Христос Суперзвезда» (режиссёр Борис Голубовский, 1974) мы с надеждой (и молитвой всем театральным богам) ждём в премьерах будущих сезонов.

Настроение вечера: любовь творит чудеса
Любовь к искусству, своему театру и зрителю, и к прошлому во всех его проявлениях, а также искренняя вера в свои силы и предназначение помогают Театру Гоголя продолжать путь уверенно и достойно. Желаем всей команде широкой ровной дороги и надёжных попутчиков, а зрителям – интересных спектаклей и счастливых минут в любимом театре!