
Майя Ставитская (тг-канал Book Addict)
Александр Касаверде. Тропа над бабочкой. — М.: РИПОЛ классик, 2025. — 272 с.
В России он был Гошей, в Индии и Штатах — Грегом. Мама вывезла его ребёнком, бежав от абьюзера-отца. Она Лера-Лара-Лаура. По мере изменения имени менялась и сама, делала себя, превращалась из несчастной девчонки со многими неявно выраженными талантами во взрослую женщину, врача-психиатра. Повзрослевший Грег ищет спасения от личных демонов в Индии. Как многие, приехавшие туда за поиском истины от Учителей — свами и гуру, он устремляется по пути, который западному человеку представляется более естественным и скорым — таблетки.
Лаура же хочет забыть боль, причинённую уходом из семьи отца, пьянством матери, липкими руками материнского приятеля. Изжить собственные травмы и помочь усмирить личных демонов другим людям, которые в этом нуждаются. Гоша рвётся на родину, мечтает снова попасть в сад горящих яблок, но обретут ли Адам и Ева друг друга и счастье в своём Эдеме?
Анастасия Усова (тг-канал Дом Астерия)
Эмма Клайн. Гостья. — М.: Фантом Пресс, 2025. — 352 с.
Идеальный роман для июня — преддверие невыносимой жары, запах подгнивающих фруктов, липкие от сиропа руки, приторная улыбка главной героини. Чтобы выжить в этих декорациях, Алекс учится притворяться, что всё это — свидания с мужчинами за деньги, зависимость от обезболивающих таблеток, плохой секс — просто сон. Белая полоса начинается, когда с ней знакомится Саймон. Он открывает ей мир брендовых вещей и щедро приглашает в свой загородный дом на целое лето.
Возможно, это надолго. Возможно, в мире, где Алекс научилась имитировать всё, получится создать и суррогат любви. Но Эмма Клайн ставит жирный крест на планах своей героини, и вот Саймон уже выгоняет Алекс. Оставшись под пекущим солнцем одна, без гроша в кармане, с украденной пачкой обезболивающих и дорогими нарядами от бывшего любовника в сумке, она пускается в поход за Золотым Руно — прощением Саймона. Нужно лишь продержаться несколько дней без крыши над головой, а потом заявиться на вечеринку в честь дня труда и показать себя в наилучшем свете.
«Гостья» — вопреки ожиданиям совсем не пляжное чтиво. Это напряжённый, начинённый раздражением и яростью роман, который, как и главная героиня, не оставит равнодушным ни одну живую душу.
Лена Нещерет (тг-канал Марселизация)
Анастасия Медвецкая, Валерий Соколов. Бездомные девяностые. — М: Харвест, 2025. — 272 с.
Эта книга — большое интервью с основателем фонда «Ночлежка» Валерием Соколовым, который согласился поговорить с журналисткой Анастасией Медвецкой. Соколов сейчас не связан с «Ночлежкой», а передача ответственности за проект происходила, видимо, не слишком гладко и прозрачно, потому что Соколов мельком упоминает, что теперь о ранних годах фонда рассказывают с умолчаниями, слишком уж сжато, и эта книга как раз призвана открыть читателю, «как всё было на самом деле». Обычно после такого зачина следуют долгие жалобы на недобросовестность бывших партнёров по делу. Здесь такого нет. Соколов действительно достаточно связно, ясно и доброжелательно излагает, что было в позднем СССР (а была уголовная ответственность за бродяжничество), откуда к нему пришла идея основать фонд и как они с соратниками развивались, искали помощи у городских властей и за рубежом, боролись с бюрократией и решали нетривиальные задачи. Отдельно восхищает то, что Медвецкая нашла многих героев рассказа Соколова и взяла у них отдельные мини-интервью, так что есть дополнительные голоса и версии недавних исторических событий. Вообще, объём и качество проделанной работы поражают. Становится лучше понятен исторический контекст: какие последствия были у сухого факта из учебника — «бездомность преследовалась по закону». Как сложно было из-за этого вернуть человека с улицы. Как в целом бюрократическая система плохо предусматривает благотворительность. Как Соколов искал лазейки, образовывал связи, лез в долги, политику и не в своё дело и таки добился того, что на бездомность как на проблему обратили внимание, стали немного меньше её стигматизировать и чуть лучше научились помогать бездомным.
Маша Фадеева (ТГ-канал Проснись и ной)
Мария Лебедева. Там темно. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2024. — 288 с.
«Там темно» — наполненная светом история о странностях, которые нас объединяют. Две сестры после смерти отца знакомятся друг с другом. Из общего у них ничего, кроме папы. Разве что большая белая птица — то ли голубь, то ли чайка чайка, то ли галлюцинация — попытка уставшей травмированной психики приклеить пластырь на брешь в мироздании. Сёстры не очень-то любят друг друга, и предпочли бы и дальше пассивно конфликтовать на расстоянии. Но чтобы решить загадку странной птицы и избавиться от неё, им приходится стать союзниками.
Литературный дебют Марии Лебедевой написан на языке поэзии, переложенном в прозаическую форму, где строки рифмуются между собой (особенно это слышно в аудиоверсии), образы нанизаны на нить, как бусины, события показаны с разных сторон — в зависимости от того, кто смотрит. Фишка в том, чтобы, наблюдая за героинями, рассматривать самого себя с нового и предельно близкого ракурса. Замечать свои же изъяны, загоны, внутренние запреты и стыдные мысли. Создаётся ощущение, будто ныряешь в чужую голову — то бедовой четырнадцатилетней Яси, то к недавно окончившей универ Киры, и в каждой видишь себя. Чем глубже ныряешь, тем больше замечаешь в героинях похожего: обе «какие-то неправильные», не отвечают стандартам общества и постоянно рушат чужие ожидания. От обеих окружение требует «будь взрослой», а им хочется, чтобы от них просто отстали — знакомое желание.
Ироничный, метафоричный роман о надежде и чувстве родства, которое помогает держаться на плаву, как бы сильно вокруг ни штормило. Написанный местами как сказка, текст чарует, убаюкивает и оставляет чувство наполненности и одновременно облегчения, как после психотерапии. Будто кто-то вместо тебя покопался в своей голове, всё разложил по полочкам, навёл порядок и стало хорошо.