«Право, такое затруднение – выбор!» Премьера спектакля «Выбор» на обновленной исторической сцене Театра Олега Табакова

После ремонта открылась легендарная историческая сцена «Табакерки» на улице Чаплыгина. Она похорошела, превратившись из лаконичного студийного пространства в «подвал» класса «премиум» – с бархатными портьерами, хрустальными люстрами и богатым цветовым кодом. Новая эстетика располагает к театральному погружению, и мы начали его с премьеры спектакля «Выбор».

Рассказывать подробности о постановке не будем, помня о зрителях, которые захотят сами прожить театральную интригу. Но кое-что рассказать придётся, иначе зачем писать обзор.

Фото:Анна Баженовская

Автор спектакля – актриса Алёна Лаптева, уже поставившая в родном театре несколько спектаклей. Оригинальный сюжет создан коллективом театра и необычным соавтором – искусственным интеллектом. В основе новой работы лежит вечный вопрос о фатуме и свободе воли. Судьба – это сумма сделанных выборов, а жизнь всегда предлагает нам выбор, даже если сначала нам в это сложно поверить. Действие спектакля происходит в Италии. Почему? – мы не поняли, – но почему бы и нет? 

Жанр обозначен как психологический триллер, однако, зрителям, ожидающим саспенса и леденящего душу напряжения, стоит скорректировать ожидания. Сюжет предсказуемый, но занимательный и вполне отрабатывает слово «психологический». Но до триллера всё же не дотягивает: слишком простой по посылу и форме, но не слишком пугающий.

Фото:Анна Баженовская

Режиссура Алёны Лаптевой прямолинейна, понятна и лишена второго дна и подводных камней. Это, несомненно, плюс для тех, кто предпочитает незаезженные современные истории, но устал разгадывать театральные ребусы в духе «что это сейчас было?» Язык постановки можно назвать открытым и наивным, без намёков и усложнений. Мизансцены статичны, и, чтобы это компенсировать, стрелки часов на стене совершают головокружительные обороты, персонажи то и дело врываются в пространство и выбегают, широко распахивая двери, а эмоции выплёскиваются через крик (иногда ор) и летающие стулья.

Актёры играют своих героев схематично, с пониманием поставленной режиссёром задачи, но тепло и искренне. Наиболее убедительными нам показались Алёна Морилова (София) и Наталья Попова (Инес). А вот Виталию Егорову досталась главная, но слишком плоская роль. Играть в тесных рамках образа ему практически нечего, а ведь его артистическую и психологическую глубину мы знаем не понаслышке.

Фото:Анна Баженовская

Вот как объясняет свою задумку Алёна Лаптева: «В этих историях все могут увидеть себя. Это истории о родителях и детях, о взаимоотношениях мужчины и женщины, частные истории, личные, которыми делятся герои. Так что это про нас про всех. Это о том, как мы все связаны друг с другом. О том, что от действия одного человека зависит судьба другого. И прежде чем сделать выбор, как мы поступим, нужно задуматься о том, какие последствия это может повлечь».

P. S. Мы решили поддержать эксперимент команды спектакля и привлекли ИИ к написанию текста статьи. Как и спектакль «Выбор», этот обзор стал результатом соавторства человека и машины. Выбор – принимать это или нет – остаётся за вами.

URL List