На площадке «Скороход» в Санкт-Петербурге 22 января планируется российская премьера нового проекта Ильи Мощицкого — «Дуб Майкла Крейг Мартина». Это спектакль, основанный на нескольких произведениях искусства.
Во-первых, инсталляция Майкла Крейг Мартина, представляющая собой стакан воды, расположенный в одном из залов галереи «Тейт» в Лондоне. Текст, который сопровождает инсталляцию, используя семиотические аргументы, поясняет зрителю, почему работа является взрослым деревом дуба, а не стаканом воды.
Вторым произведением, послужившим основой спектакля, является пьеса британского драматурга Тима Крауча.
Третьим стало «Общество спектакля» Ги Дебора.
Есть ещё четвёртое, девятое и двадцать пятое, радикальная форма, ньюрайтинг, постдраматические приёмы, виджеинг, но всё это останется второстепенным.
Главным является следующее:
На основе описанных произведений режиссёр сочинил обстоятельства, которые становятся беспрецедентным опытом постановки сценического действия во время спектакля. Или постановки действия спектакля во время действия спектакля. Или постановкой спектакля во время спектакля. Или просто непредсказуемым действием.
Спектакль «Дуб Майкла Крейг Мартина» – это не спектакль в традиционном понимании. В нём нет заученных текстов, распределения ролей, кулис, костюмов, разыгрывания персонажей. Но при этом есть столкновение с реальным обстоятельствами, которые обнажают природу театра, а вместе с ней и природу социальных связей. Становятся осязаемыми и объёмными понятия персоны и персонажа, действенным и значимыми становятся категории игры, но не в театральном, а скорее в бытийном смысле. В этом спектакле изобретаются новые правила, которые рифмуются с сегодняшним днём, со зрителем, который нуждается в новом, экстремальном, уникальном опыте, который нельзя получить где-либо в другом месте. Это попытка избавиться от всего пыльного, наигранного, ожидаемого. Это желание выйти в поле таинственной, непостижимой человеческой сущности. Сбить с театра саркофаг досугового мероприятия и вывести в пространство подлинного риска и живой дискуссии.Мы привыкли к тому, что спектакль – это серия запланированных эпизодов, мизансцен, провокаций, диалогов. Актёры всегда всё знают заранее и лишь играют в новизну восприятия. Благодаря конструкции спектакля мы имеем возможность возвратиться к самому началу и сыграть спектакль сразу, с первой читки, адаптируясь и преодолевая новые обстоятельства в ходе происходящего. Одновременно существуя в театральной условности и в пространстве действительности.