В Московском театре балета классической хореографии состоялась премьера спектакля «Спящая красавица». Этот балет на музыку П.И.Чайковского с успехом идет на многих мировых сценах. К премьере мы решили подробнее рассказать об этом классическом шедевре.
Для начала вспомним сюжет. На сцене роскошный праздник: в королевстве отмечают крестины новорожденной принцессы Авроры. Среди гостей присутствуют шесть добрых фей, прибывших, чтобы наградить маленькую дочь Короля волшебными дарами. Однако всеобщее веселье внезапно сменяется ужасом, когда в бальный зал врывается злобная и могущественная фея Карабос, разъяренная тем, что ее не пригласили на королевское торжество.
Она желает отомстить и накладывает на Аврору страшное заклятие, согласно которому принцесса в день своего совершеннолетия умрет, уколов палец обычным ткацким веретеном. После ухода Карабос крестная Авроры, фея Сирени, старается смягчить мрачное заклятие – Аврора заснет не навсегда, а на 100 лет, а разбудить ее сможет поцелуй прекрасного принца.
В день совершеннолетия Авроры король Флорестан вновь устраивает пышное торжество в саду своего дворца. Дворецкий зачитывает указ правителя, гласящий, что каждый, кто пронесет в замок веретено или другие острые предметы, отправится в темницу.
Внезапно Аврора замечает в углу сада старуху, в руках у которой веретено. Девушка подбегает к ней, берет веретено в руки и начинает кружиться с ним в танце, воображая, будто она танцует с возлюбленным.
Неосторожно касаясь острого конца веретена, Аврора падает, потеряв сознание, и впадает в глубокий сон. Старуха, которой оказылась злая фея Карабос, громко хохочет и исчезает, довольная свершившимся злодеянием.
Крестная фея Сирени решает помочь королевской семье в этом невообразимом горе и погружает весь двор в сон вместе с Авророй на целых 100 лет, чтобы все смогли стать свидетелями обещанного чудесного пробуждения принцессы.
Прошло 100 лет, и вот, пробираясь сквозь густые заросли во время охоты, прекрасный принц Дезире попадает вместе со своей свитой в заброшенный сад. Вдруг появляется фея Сирени и указывает принцу путь к замку, где застыли на столетие король и королева, слуги и придворные, где мирно покоится все такая же юная Аврора.
Принц в изумлении рассматривает открывшуюся перед ним картину — замершие без движения люди. Он окликает короля, дворецкого, но не получает ответа, а затем замечает и спящую красавицу Аврору. Принц настолько поражен удивительной красотой девушки, что тут же склоняется, чтобы поцеловать ее.
От нежного поцелуя принцесса просыпается, а замок и все его обитатели оживают в тот же миг. Принц Дезире просит руки Авроры у ее царственного отца. Сказка завершается торжественной свадебной церемонией молодых.
Вот такая сказочная история о вечном противостоянии добра и зла, а главное – о том, что любовь всегда побеждает, идет на сценах театров с 1890 года. Кстати, этот балет стал одной из самых дорогих премьер Мариинского театра — на него было выделено 42 тысячи рублей – четверть годового бюджета театров Петербурга того времени.
Хочется отметить, что король в балете, Флорестан XIV, назван в честь короля Франции Людовика XIV, считающегося одним из основателей балетного жанра. Ведь именно во времена его правления была основана Королевская академия танца, а занятия балетом всячески поощрялись. Даже его прозвище «Король-Солнце» связано с балетом – в 1653 году он исполнил главную роль в 13-часовом спектакле «Ночной балет», который шел всю ночь и рассказывал о тьме и хаосе, которые рассеивались с приходом Солнца (роль, которую и исполнял Людовик XIV).
Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра и произвела настоящий фурор. Идея воплотить эту потрясающую сказку на сцене пришла в голову директору Императорских театров Всеволжскому Ивану Александровичу, который помимо своей высокопоставленной службы занимался литературой, писал сценарии и был известен как яркий театральный деятель своего времени.
Именно Всеволжский вместе с известным балетмейстером Мариусом Петипа занялся написанием либретто для постановки. Директор театров настолько проникся балетом «Спящая красавица», что даже собственноручно занимался созданием эскизов для костюмов актеров.
Написать музыкальное сопровождение для спектакля было предложено Петру Ильичу Чайковскому. Всеволжский и Петипа предоставили композитору исключительно точный план балета, который был просчитан буквально до каждого такта, поэтому от композитора требовалась очень точная и трудоемкая работа. Тот, в свою очередь, создал поистине уникальное произведение, которое стало настоящим прорывом в балетной музыке того времени. Подняв планку очень высоко, «Спящая красавица» стала своеобразным эталоном на долгие годы, впервые сделав музыку для балета высочайшей категорией искусства.
Если вы никогда не видели «Спящую красавицу», то вам определенно стоит сделать это хотя бы 1 раз в жизни. В Москве этот балет идет на нескольких сценах, выбирайте любую – удовольствие гарантировано!