В последнее время большинство новых творческих проектов, в том числе театральных, имеют довольно непривычную для многих структуру, так, главным нетворческим, административным руководителем является продюсер.
Если изучить должностную инструкцию, то можно сделать вывод, что в обязанности продюсера входит не только поиск финансирования, но и продвижение проекта, поиск каналов продажи и, главное, создание образа конкретной постановки или всего театра. Нередко в учреждениях культуры, занимающихся исполнительской деятельностью есть штатный продюсер – уже давно крупнейшие театральные вузы страны выпускают этих специалистов, кроме того, в четвёртой части Гражданского Кодекса РФ продюсер наделён правами исполнителя, что уже характеризует его правовой статус.
Но всё ли так очевидно в продюсерском проекте?
В случае создания проекта продюсером, он нередко является инициатором всего процесса: он придумывает проект на уровне идеи, которая в последствии воплощается в реальность уже конкретными специалистами под его руководством. В этом случае вне зависимости от регистрации или же отсутствия юридического лица, регулирующего деятельность такого проекта, продюсер имеет значительные права, регулировать которые между другими лицами стоит обязательно.
Так, продюсер, в случае его работы на самого себя, всегда является заказчиком, имеющим право требовать должного соблюдения условий проекта, созданных и прописанным им самостоятельно. Так, если того требуют цели постановки, все задействованные в ней лица, обязаны держать в тайне репетиционный процесс и сведения о предстоящем спектакле. В зависимости от обстоятельств продюсер становится единственным лицом, имеющим право выбирать артистов и иных исполнителей, что также прописывается в договоре с режиссёром – сложно представить себе такое в рядовом театре, какой бы формы он ни был.
Стоит отметить очевидную вещь: идеи не охраняются авторским правом. Охране подлежит только форма выражения. Следовательно, если продюсер придумал новогодний карнавал в стиле русских народных сказок, он не получит ничего, если кто-то украдёт его идею и воплотит в жизнь. А вот если он не просто придумает такой карнавал, но и пропишет подробный сценарий (инсценировку), создаст даже приблизительные эскизы костюмов, составит музыкальное оформление, он будет иметь полное право на возмещение убытков в случае кражи такого готового продукта.
Идея входит как составляющая, в первую же очередь важен конкретный текст: музыкальный, словесный, визуальный.
В большинстве случаев продюсеру принципиально, чтобы за ним закреплялась возможность проката проекта. Для этого необходимо аккумулировать у себя исключительные права на прокат спектакля от авторов и других правообладателей. В этом случае стоит заключить со всеми правообладателями договор на передачу или предоставление исключительных прав. Договор может быть составлен таким образом, чтобы за автором оставалось лишь право указания его как автора, остальные отчуждённые права возмещаются материальным вознаграждением – однако здесь стоит помнить: всё, что не было прописано в договоре, не является обязательным. В принципе, в истории с продюсерским проектом в плане интеллектуальной собственности договоры заключаются как в обычном театре: если необходимо получить разрешение на видео-трансляцию спектакля, на публикацию фотографий спектакля или его повсеместный показ как в России так и за рубежом – это отражается в договоре.
Удивительно, в киноиндустрии такой правовой процесс – устоявшаяся практика. Иначе вернуть вложенные средства будет невозможно. В театральной же деятельности такое встречается крайне редко: продюсер довольно часто игнорирует правовую сторону проекта, заключая обычный договор на оказание услуг с режиссёром вместо договора о постановке спектакля и передаче прав в части, указанной законодательством.
В театральной сфере аккумулирование прав у продюсера встречается не часто, преимущественно в отношении мюзиклов и иных коммерческих проектов. Такие прецеденты возможны лишь там, где стоимость проекта в два, а то и в три раза выше стандартной театральной постановки. Следовательно, выше и гонорары привлечённых исполнителей, которые, зачастую, превышают сумму гонорара при сохранении прав и поспектакльные отчисления.
Кроме того, не менее важным остаётся аккумулирование прав на проект, в частности, право собственности на название. Для того, чтобы зарегистрировать название, необходимо наличие юридического лица или же регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Такое аккумулирование исключительных прав целесообразно, когда планируется выпуск продукции с символикой и образами спектакля.
Особый инструмент защиты прав продюсера – товарный знак: название, наименование, логотип. Зарегистрировать его может юридическое лицо, обратившись к специалистам. В среднем регистрация занимает 12 месяцев, а стоимость её может доходить до 50-100 тыс. рублей со всеми издержками в виде оплаты работы специалистов, госпошлины и т.д.
Защита с помощью товарного знака полезна, если театр планирует продажу прав на свои постановки. Стоит отметить, что такие отношения довольно часто встречаются в театрах за рубежом. Кроме того, если есть опасение в краже постановки или создании аналогичного проекта с таким же названием его стоит начать регистрировать сразу, как только он был начат и появились необходимые доя регистрации денежные средства.
Таким образом, продюсерские проекты – это, чаще всего, проекты, нацеленные на получение прибыли, обычный театр, который выпускает рядовые постановки и стремится просто заниматься творчеством, может спокойно обойтись без продюсера.
Автор – Валерия Маламура