«Что для меня Советский Союз?», «Кто для вас Владимир Ленин?», «Есть какая-то идея, ради чего стоит жить?»… Вопросы-вопросы-вопросы звучат со сцены театра «Современник», а режиссёр Иван Комаров ищет на них ответы в постановке о девушке, которая верит в идеалы и считает, что она одна в состоянии сдвинуть гору безнадёги и безысходности. В основе спектакля повесть сценариста советских кинохитов «Я шагаю по Москве» и «Застава Ильича» Геннадия Шпаликова «Девочка Надя, чего тебе надо?».
Надя Смолина – простая советская женщина, молодая мать, ценный кадр на заводе и кандидат в депутаты Верховного совета СССР. К своему решению баллотироваться в народные избранники Надя подошла очень серьёзно: если она видит проблему – её нужно непременно решить, если кто-то не прав (даже если это самый уважаемый человек) – значит, он не прав, и это безапелляционно, если что-то не вписывается в чистую идею социализма – это нужно искоренить.
Для Нади становится неприятным открытием, что в советском обществе существуют приспособленчество, равнодушие, пагубные привычки и просто чья-то личная жизнь. Бросаясь грудью на амбразуру в попытке сделать мир лучше, Надя забывает, что у неё нет права решать за других. Бескомпромиссная борьба героини с убогостью существования приводит к тому, что от неё отворачиваются люди, её не понимают и прямо спрашивают: «Чего тебе надо?». Но Надя настолько оторвана от реальности, что не боится ни физической расправы, ни общественного мнения, и в итоге гибнет по глупости за идею.
Режиссёр Иван Комаров в своём спектакле к истории Нади добавляет размышления о Советском Союзе как явлении и проводит параллели с устройством мира в XXI веке. Спектакль начинается с видеоряда, где советские граждане в 1977 году отвечают на вопрос, кем для них является Владимир Ленин – основатель советского государства. Отзывы звучат исключительно положительные, пронизанные искренней верой в то, что он создал лучшую страну на Земле.
Тем не менее, по ходу действия, через перипетии Нади миф о прекрасной стране СССР развенчивается, обнажая её недостатки. Но режиссёр не даёт зациклиться на негативе, то и дело вставляя короткие монологи актёров о том, чем является СССР для них: тут слышны и ностальгия, и лёгкая тоска, и нежность, и тепло, и любовь… Молодёжь, никогда не жившая в Советском Союзе, говорит о детстве и бабушках, старшее поколение, заставшее исчезнувшую страну, погружается в воспоминания.
Советский Союз был местом, где похоронили светлую идею социализма, но где были такие целеустремленные романтики как Надя. Финал спектакля с видеорядом известных кадров из новостных выпусков последнего 20-летия, где рушатся башни-близнецы и стена спортзала захваченной в Беслане школы, убивают ливийского лидера Кадаффи, а последний диктатор Европы Лукашенко пытается удержать власть, словно говорит, что в жизни всё ещё много зла (а может даже и больше, чем раньше), и нет людей, которые отважатся против этого бескомпромиссно восстать.
Сценическое пространство, где разыгрывается драма Нади Смолиной, объединяет в себе и советский официоз с кожаным диваном, и тесную коммунальную жизнь с раскладушкой и общей кухней. Многоступенчатая сцена вмещает в себя многие атрибуты советского времени, и легко позволяет представлять себе разные локации: от цеха на заводе до киностудии, где снимают местный «Голубой огонёк». Вся эта старая мебель, сгруженная в центре сцены в финале, в прямом смысле отправляется на свалку, где находит свою смерть Надя.
Прочувствовать атмосферу советского времени помогают песни тех лет, звучащие на протяжении всего спектакля. Очень жизнеутверждающим получился эпизод с «Голубым огоньком», где люди радуются самым простым вещам – возможности жить, дышать, петь, представлять свою малую родину, чувствовать себя частью большой страны. Всесоюзное единство и слепую веру в идеи социализма чарующе передают видеокадры массовых собраний.
Нельзя не отметить актёрские работы. Марина Лебедева прекрасно чувствует свою бесстрашную, фанатичную Надю. Полине Пахомовой (Лиза) удаётся передать характер трудного подростка, попавшего в сложную жизненную ситуацию. Янина Романова (Мать) – воплощение слепой материнской любви, существующей вопреки всему. Рашид Незаметдинов (Григорий Матвеевич) мастерски играет мелкого советского функционера, постоянно думающего, как бы чего не вышло.
Эскиз к спектаклю «Девочка Надя, чего тебе надо?» был представлен в рамках мультижанрового проекта «Поиск» в январе 2020 года. Назначенная на весну премьера несколько раз переносилась из-за пандемии коронавируса, и вот, наконец, в сентябре она сыграна на Другой сцене «Современника».