17 сентября в театре «Модерн» состоится премьера спектакля, созданного к юбилею Победы. Спектакль настолько важный для театра, что режиссер Юрий Грымов говорит о нем с нескрываемым волнением:
«Та война, которую пережила наша страна и каждый человек — это очень болезненная и важная для нас тема. Я давно хотел поставить спектакль о войне. Я часто выступаю с критикой современных военных фильмов, потому что я считаю, что нельзя превращать такое кино в приключенческий жанр, в патриотический гламур, когда мне показывают, как долго и красиво летит снаряд. Человек, прошедший войну, такого никогда бы не сделал. Война наносит шрамы, которые не зарастают у человека, у общества. Я за то, чтобы мы понимали, что 9 мая — это день скорби. Наш спектакль об этом. У нас нет войны, мы говорим о семье».
В пьесе современного уральского драматурга Марины Сулчани речь идет о самых первых месяцах войны, когда мужчины уже ушли на фронт, женщины еще не сумели этого осознать, и, на фоне всеобщей беды, в людях, как на фотобумаге начинает проявляться их истинная сущность.
Это спектакль о войне, но без военных действий. В нем лишь пунктиром расставлены метки времени — лучи прожекторов, шарящие по небу, стук метронома из радиорупора, вой низко летящих самолетов. Пока нет выстрелов, нет бомбежек и сирен. Население маленького городка еще живет слухами и вынужденно верит всему: тому, что Москву уже взяли или вот-вот возьмут немцы, что в Германии их ждет сытая жизнь, что мужья скоро вернутся и все будет, как прежде.
Вся жизнь осиротевших женщин и детей сконцентрировалась в надежде. Недаром Надеждой зовут главную героиню спектакля. Она живет в исступленном ожидании возвращения мужа Виктора. Однако, скоро в городок приходят немцы, и вместо мужа в доме героини появляется фотограф Курт — иной, непонятный, чужой.
Спектакль — символ. В нем символично все: название, персонажи, каждый из которых несет свою идею, сама война. Война как символ нелюбви. Здесь нет абсолютно положительных героев, как и нет персонажей однозначно главных. Это придает действию особую жизненность, ведь в реальном бытии каждый индивидуум несет свою неповторимость, свою важность существования. Для жизни — все главные.
Надежда (Надежда Меньшова) порывистая, решительная, очень еще живая в начале спектакля, к концу словно застывает внутри. Как будто уже мимо нее проходит жизнь ее маленькой дочки Леси и сестры-подростка Марьки. Ее совершенно не волнует любовь немца Курта. Она переселяется в свой собственный мир, где остался, возможно, не такой уж идеальный в мирной жизни, но такой необходимый сейчас человек — муж Виктор. Чем больше героиню оставляет надежда, тем быстрее ее заполняет война.
Немецкий военный фотограф Курт (Юрий Анпилогов) – тот самый человек, с глазами Моцарта. Именно с ним происходит главная метаморфоза чувств. Он проходит противоположный путь — от отсутствия любви к ее внезапному обретению. Придя в дом Надежды высокомерным завоевателем со скучающим лицом, незваный постоялец влюбляется в хозяйку и начинается его личное движение от войны к миру в себе. В грубоватой, нервной, плохо одетой женщине его пленяет не только ее уютная славянская внешняя краса, но и непреодолимая, притягательная сила любви, красота души, все, что не встретилось ему в умытой и упорядоченной Германии. В холодном немце быстро поселяется тепло, и вот он уже совсем по-домашнему, в белой майке, склоняется над фотографиями и так нежно, по-русски звучит его «Надюша!». Курт сам не замечает, как входит в него эта доселе незнакомая жизнь и, не находя отклика своим чувствам, начинает также гнать по кругу за ускользающей любовью, как делают это обитательницы дома.
Сестра Надежды, юная скрипачка Марька (Александра Богданова) — один из самых трепетных образов спектакля. Музыка вырывает ее из беспросветности российской глухомани и позволяет видеть и слышать прекрасное в нематериальных измерениях. Марька мечтает о скрипке и о Курте. Девчонка как раз вошла возраст первой любви, фантазий и стихов. И все это находит она в человеке с глазами Моцарта. Для нее Курт не враг, а статный витязь, который может подарить все то, что он обещает Надежде — тепло, чистоту, хлеб, солнце. Любовь переполняет девичье сердце и в нем затмевает собой войну.
Для маленькой Леси (Марианна Канивец) война стала просто продолжением жизни. Дети играют в мирные игры, радуются каждой мелочи, верят со всей младенческой силой в невероятное. Конечно, они все видят и слышат, но трактуют по-своему, бережно сохраняя в себе мир детства. Девочка стала самым светлым и чутким персонажем спектакля, своеобразным мерилом поступков всех героев.
Очень колоритный и едва ли не самый важный образ пьесы воплощает на сцене заслуженная артистка РФ Анна Каменкова. Баба Катя — сложнейший персонаж, ведунья, по виду даже немного ведьма, которую побаиваются местные жители, но ходят к ней за толикой надежды. За скаредностью, заскорузлостью чувств бабы Кати прячется невиданная сила духа, за скупостью эмоций рисуется все ее долгое прошлое, ведущее в глубины житейской мудрости. В уста бабы Кати вложена самая главная история о всечеловеческой любви и основополагающая мысль о том, что «человек не умирает, пока его кто-то любит».
Одухотворяющим началом спектакля выступает скрипка, а вместе с ней и музыка. Проводником их немеркнущего света в чудовищный мир действительности становится учительница музыки Элеонора Иосифовна (заслуженная артистка РФ Любовь Новак) — персонаж почти библейский в своей благости, понимании и всепрощении. Возможно поэтому в единственно этом образе нет никаких отрицательных черт, присущих обычным людям, а вместе с ними и героям спектакля. Даже детям, которые взрослея на глазах зрителя, впитывают в себя из окружающей жизни не только хорошее.
Спектакль обладает обволакивающей густой аурой, поглощающей зрителя на время действия целиком. Его намеренно серая колористика разбавлена лишь несколькими яркими пятнами одежды главных героев.
В бередящую душу музыкальную классику, в моменты наивысшего эмоционального накала, врываются светлые песни военных лет. Звучащие в зале еще до начала спектакля, они сами по себе являются удивительным доказательством того, что самые страшные невзгоды пасуют перед светом любви и добра, которые несет в мир искусство. Прекраснее песен, рожденных во время войны, до сих пор не написано ничего. Поколения впитывают их с молоком матери, как сказки Пушкина.
Из таких несложных составляющих и рождается на сцене глубокая философская притча о том, что война — это не только взрывы и грохот, это напряженные поиски любви, дарящей примирение.