«Турандот» – сколько в этом имени одновременно сказочного и театрального! И с каждой новой интерпретацией сказка К.Гоцци становится всё загадочнее и волшебнее. Особенно, если за дело берутся кукольники.
Борис Константинов (режиссер спектакля и худрук театра), Виктор Антонов (художник), Катя Миц (композитор) придумали историю аквамаринового цвета. Хотя и пурпура с золотом хочется добавить, и четкой глубины, и идеальности черного. Но море…Море здесь повсюду – стихия, страсть, штиль и шторм. Плывут и качаются на волнах все – жестокая принцесса-мужененавистница, китайский император, бессильный перед сумасбродством дочери, влюбленный принц Калаф и его несчастный отец. Мудрецы дивана успевают попутно выпить чаю, зловредная Адельма – обольстить зрителей, выкрикивают из пучины ожившие несчастные претенденты на руку и сердце Турандот. А вот и снова она сама, то ли Жар-птица, то ли Феникс, парит, пытаясь утвердиться в своей независимости.
Бамбуковые тростевые куклы, такие хрупкие и невесомые, вытворяют на сцене настоящие чудеса (разумеется, не они сами, а замечательные актеры, спрятавшиеся в морской глубине). Каждая деталь, звук и движение напоминают иероглиф – так много скрыто в каждом из них, так ювелирно вычерчено-выписано в пространстве то ли Венеции, то ли Китая. Впрочем, не так уж важно, где происходит действие, узнаёте вы в репликах веселой четверки классические приемы комедии дель арте или, быть может, отголоски знаменитых вахтанговских шуток, слышите ли звуки китайской флейты или мелодии песен венецианских гондольеров. В этой «Турандот» всё переплетено – Восток и Запад, современность и средневековье, театр драматический и кукольный.
Вы долго будете с восторгом вспоминать гильотину и отрубленные головы, как ребенок радоваться кукольным превращениям и ждать чуда. Чудо случится, обязательно. И обязательно его захочется повторить.