Спектакль «Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз», ЦИМ

«Рушили-рушили, да не разрушили. Разламывали-разламывали, да не разломали» – довольно громко бубнил рядом со мной худенький юноша, раскачиваясь в такт музыке примерно первую треть спектакля, потом заснул минут на пять, потом опять продолжил. Похоже, у него был свой личный психоделический трип.

Роуд-муви, компьютерная игра-бродилка, психоделический трип, поэма о героических хиппи – все определения, в общем, годятся для описания спектакля, но ни одно не определяет его полностью. В этом многообразии есть попытка через форму вскрыть содержание.

Пьеса Михаила Дурненкова (поэма в 10 частях с эпилогом) написана по заказу эстонского продюсера на документальной основе – книге журналиста В. Видеманна «Запрещенный союз: хиппи, мистики и диссиденты» и бесед с ним. На Любимовке-2018 пьеса участвовала во внеконкурсной программе, и ее читку ставил Ю. Квятковский. Он же ставил Хиппи на большой сцене в театре Тарту, Эстония. И вот на большой сцене версия Т. Баталова.

Глюк про гигантский глаз, который смотрит на СССР и танцующие пилигримы – вполне себе документальные свидетельства, ставшие основными образами пьесы и постановки. Перед зрителями белый круг-глаз, окруженный черным пространством (художник Наталья Чернова), в нем шесть молодых людей и их путешествие-сон. Пятновыводитель и другие медиаторы общения ведут героев от таллиннских задворок до буддистских монахов, которые дают им волшебную железную флейту без отверстий, с чьей помощью можно разрушить систему. За красивую картинку отвечают видео (Дм. Соболев) и свет (Н. Туманян). Пульсирующий ритм (муз. В. Аминов) ведет шесть юных героев по этому нелинейному маршруту.

В коллективную историю встроены простые и сложные личные истории, в которых пытаются жить и не быть (или быть) «нормальными». Как только герои становятся ими (и почему-то очень грустно следить за этой эволюцией к нормальности), они выпадают из круга. В нем остается только Арлекин, которого система признала ненормальным и душит галопериодолом. Мой сосед качнулся вбок и проснулся, флейта без отверстий все-таки зазвучала и система рушится, или нет?

«И что это было?»  – любимый вопрос зрителей. Это были правдивые истории о том, как себя понимало молодое поколение тех лет, как оно пыталось разместиться в советском формате. А может, это история о том, как маленькая субкультура советских хиппи вписалась (ретроспективно) в глобальную повестку. Или они правда смогли разрушить систему? Или это про жизнь вопреки – изменить прямо сейчас не можем, но можем жить иначе?

И все же заметили, что круг замкнутый и никуда не делся, и бег по нему продолжается, и на видеопроекции не мирное конопляное поле, а новое лицо системы в бронежилете и шлеме. Крутые эстонские чуваки выскочили из системы, а мы, похоже, нет.

Моему выспавшемуся соседу, кстати, все понравилось.