Locker room talk в ЦИМе — это перформанс и одновременно коллективное документальное размышление о гендере, сексизме и объективации. Создательницы спектакля взяли пьесу шотландского драматурга Гэри Макнейра, написанную по мотивам реальных разговорах мужчин о женщинах, и переработали её в семь сцен — так, как проблема отзывается им. Мужской locker room talk — дословно «разговор в раздевалке» — превратился в открытый полилог, в котором могут принять участие люди любого пола.
«Мы получили шанс заглянуть туда, куда обычно женщинам доступа нет, — говорит Ольга Тараканова, отвечавшая за драматургию спектакля. — Мы решили воспользоваться этой возможностью и исследовать, что чувствуют и думают женщины по поводу «мужских разговоров» о них. Женщины — это те, кто определяет свой гендер как женский, и те, чьи тела идентифицируют как женские», — добавляет она, когда на экране после слова «женщина» появляется звёздочка.
Создательницы спектакля решили отойти от привычной театральной драматургии и не выносили на сцену последовательно развивающихся сюжетов. Разрозненность глав имитирует конференцию, где доклады затрагивают разные аспекты одной и той же проблемы. Представьте съезд айтишников, на котором одни обсуждают тонкости разных языков программирования, другие говорят о системном администрировании, а третьи озабочены управлением проектной командой. Несмотря на разницу направлений, все они общаются про IT. Так получается и здесь: семь сцен спектакля, основанные на главах пьесы, затрагивают разные аспекты гендерных проблем. Представления о равенстве, системы оценки физической привлекательности, разговор об идеальной женщине, трансгендерность, политические стереотипы, деление женщин на своих — маму, сестру, девушку — и всех остальных, способы реагировать на сексистские шутки. Всё это разворачивается перед зрителями в течение часа, а в конце девушки приглашают уже к настоящему диалогу: поделиться эмоциями, придумать эффективные стратегии и задать вопросы.
«Я считаю, пьесу вообще можно не читать, — говорит перформерка Саша Долгова во время обсуждения. — Когда с ней плотно работаешь, к десятой странице уже тошнит. Мы пропускаем проблему через себя и вводим в неё мягче».
Спектакль задействует разнообразные инструменты, театральные и не только, чтобы показать тему с разных сторон и включить в неё зрителей. Каждая глава подводит к тому, чтобы в конце захотелось обсудить увиденное, пропустив его через личный опыт. То текст сочетают с приёмами пластического театра, а зрителям предлагают почувствовать, какие эмоции и телесные реакции возникают у них во время просмотра. То устраивают тренажёр реакций на сексизм по принципу форум-театра, где зрители могут выйти на сцену и попробовать изменить ситуацию. То с помощью технологий на экране совмещают прекрасное с безобразным. Каждый показ получается немного другим, ведь и зрители разные, и сами перформерки меняются от спектакля к спектаклю.
Подготовленная — то есть, как минимум, заинтересованная аудитория ЦИМа готова к смелым экспериментам. Люди включаются, делятся и размышляют о гендерных вопросах, существующих в жизни и отражённых на сцене. И даже те, кто молчит, проживают свой опыт.
На Locker room talk стоит идти, если вы не очень глубоко задумывались о гендерных проблемах, но ощущаете, что этот дискурс важен. Будет интересно ценителям актуального театра и перформативных практик. Скорее всего, понравится молодым людям любого пола, для которых гендерные проблемы — неотъемлемая часть современной повестки. А вот любителям метафор и тонкой подачи социальной реальности через искусство может быть тяжело. Впрочем, попробовать получить от театра новый опыт в любом случае стоит.
Автор: Мария Крашенинникова-Хайт