Лифт, музыка, уединение… Зритель, наушники, увлечение… Технологии, акустика, исполнение… В Мультимедиа Арт-музее (МАММ) прошло необычное мероприятие – электроакустический концерт проекта «Геометрия звука», соединивший современную академическую музыку и визуальное искусство.
Площадкой для выступления музыкантов Кирилла Кравцова (скрипка), Анны Добрецовой (арфа), Мирославы Тыриной (мандолина), Романа Малявкина (аккордеон), Юлии Биховец (саксофон), Александры Лунеговой (виолончель), Игоря Игнаткова и Любови Зайцевой (ансамбль тибетских поющих чаш) стала обычная лифтовая кабина со стеклянными стенами. Зрители смотрели концерт либо со зрительских мест на первом этаже (когда музыканты поднялись достаточно высоко, зрителям включили трансляцию), либо имели возможность подниматься по лестнице выше и, соответственно, видеть исполнителей ближе. Музыку слушали в наушниках!
Концертная программа была поделена на семь частей, исполненных на разных этажах, а начало каждой сопровождалось титрами, доносящими до зрителя определённую мысль. Все они так и иначе были связаны с отношениями человека и социума, человека и мира вообще, с человеком и его личными границами, с человеком и повседневностью. Например, титры предлагали представить ситуацию, что вы едете в метро, а народу столько, что люди практически сидят у вас на голове. Или вот вы дома, хотите насладиться одиночеством, но в любой момент идиллию может нарушить звонок с работы или навязчивая телефонная реклама. Или звук едущего лифта не прекращается в подъезде ежедневно с 18 до 20 часов, и в комнате это слышно.
Эти мысли, связанные с уединением и разрушением его внешним миром, накладывались на концерт, проходящий также… в уединении! Ведь лифт – это замкнутое пространство. Зрители, видя исполнителя через стекло, имели возможность рассмотреть каждое мелкое движение. А музыканты имели возможность абстрагироваться от внешних обстоятельств, словно намекая зрителям, на такую же возможность делать это ежедневно, пусть и на несколько секунд в день: практически каждый из нас хотя бы раз в день пользуется лифтом.
Стоит отметить, что концертное исполнение в лифте также исследует звучание музыки в особых обстоятельствах. В лифте особая акустика, а установленные там сверхчувствительные микрофоны доносили слушателям в наушники прекрасный звук, и можно было представить, что нет преград и расстояний между «сценой» и залом. Была возможность услышать не только современные виртуозные исполнительские техники, но и более тонко почувствовать исполнителя, прислушавшись к его дыханию, сердцебиению, мельчайшим движениям.
Музыка специально для концерта была написана композитором Даниилом Посаженниковым. Концерт подготовили художник Анна Кострикова, продюсер Егор Татаренко, художник по свету Александр Арбузов, звукорежиссёр Александр Михлин. Авторы идеи – Даниил Посаженников и Анна Кострикова. Завершилось мероприятие перформансом, посвящённым композитору Джону Кейджу и хореографу Мерсу Каннингему в исполнении Никиты Петрова.