Премьерный спектакль театра «Et-cetera» «Блаженный остров» интересен со всех сторон – режиссер Михаил Бычков (неоднократный номинант и обладатель премии «Золотая Маска»), сценограф Николай Симонов, создавший пространство такого количества прекрасных спектаклей, что перечисление займет всю страницу, и наконец, ректор Школы-студии МХАТ – Игорь Золотовицкий в главной роли. Просто праздник для зрителя. Дополнительный плюс – простота пьесы (в хорошем смысле), написанной в 1925 году украинским драматургом Миколой Кулишем.
Зажиточный мещанин Савватий Савельевич Гуска очень не любил революцию. Всё нажитое непосильным трудом отбирают злые голодранцы, а у него семья. И какая! Жена и семь дочерей на выданье. Очень страшно Савватию, да так, что при регистрации дочерей в жилищном комитете он никак не может вспомнить их имена.
И немудрено, дома-то он называет их уменьшительно-ласкательно: Устенька, Настенька, Пистенька, Христенька, Хростенька, Анисенька, Ахтисенька. А как стал вспоминать полные, так одну и не смог. И записали их всего шесть, и непонятно, как теперь накажет за это государство.
Но это только половина беды. Подчистив закрома и подвалы зажиточных жителей, революция занялась уплотнением. И к Гуске подселяют товарища, присутствие которого вызывает ужас и панику у всей семьи. Паникуют не зря: в подвале припрятаны не только продукты, но и свинья Маргаритка, найти которую легко по звуку.
Надежда на лучшее появляется с приходом в дом старого знакомого, молодого эсера Пьера Кондратенко. Он предлагает семье спасение на острове, где тишина, нет ни души, и куда не ступала красная нога революции.
Вряд ли Микола Кулиш рассчитывал, что герой его пьесы вызовет сегодня такое понимание и сочувствие. Он-то хотел обличить мещанство, а получилось ровно наоборот.
Получилась история о человеке, который всеми силами пытается защитить свою семью. Он боится, но не за себя, он боится за своих родных. Исполнитель главной роли – Игорь Яковлевич Золотовицкий – считает, что сегодня, в нашем эгоистичном мире, очень важно рассказывать о таких людях: «Сейчас больше волнуются за свою карьеру и благополучие, чем за тех, кто рядом. Таких Савватиев стало мало, а надо, чтобы было больше, тогда и жить мы будем лучше».
Роль Савватия идеально подходит Золотовицкому. Большой, громогласный, но уютный и трогательный, как огромный плюшевый мишка, он заключает в свои объятия сразу всех своих женщин. В спектакле вообще много объятий, но даже без них возникает ощущение семьи, дома, тепла, чего-то самого дорогого. На эти ощущения направлена и сценография Николая Симонова, главной изюминкой которой становится дом-корабль, призванный увезти семью Савватия на «землю обетованную».
Маленький уютный семейный мирок чудесно дополняет и няня Ивдя (Марина Чуракова/Ольга Белова), не только любящая семерых девочек, но и, как оказалось, неровно дышащая к главе семейства. Пересыпая свою речь нежными обращениями, «голубь мой иорданский», «моя цесарочка», «воздуховная», «канареечка херувимская», она печалится о прошлой жизни, и так же страшится за будущее девочек, которые выросли на ее руках.
Дочери Савватия, те самые, чьи полные имена он не смог припомнить, на первый взгляд очень похожи друг на друга. Но только на первый. У каждой из них свой характер и образ, тщательно проработанный актрисами театра: Натальей Баландиной, Мариной Дубковой, Елизаветой Рыжих, Ольгой Котельниковой, Екатериной Егоровой, Анастасией Шумилкиной, Евгенией Вайс, и художником по костюмам Марией Даниловой.
В противовес хорошо воспитанным, добрым и напуганным людям режиссер выводит на сцену двух рыбаков (читай «большевиков») в исполнении Сергея Плотникова и Максима Ермичева. В образе тех самых мух, что красуются на афише спектакля, они воплощают всё самое гадкое, что есть в захватчиках. Отбирают деньги, развязно «тыкают», хватают девочек за разные места и берут всё, что захотят. И, к сожалению, победить их невозможно. От этого эйзенштейновская коляска на сцене смотрится еще страшнее. Единственный потенциальный защитник Пьер Кондратенко (Артем Блинов) сгинул в тумане «блаженного острова».
Фраза «раньше было лучше», применительно к спектаклю, звучит одновременно и иронично и до дрожи истинно. Трогательное и смешное семейство вызывает бурю положительных эмоций, а главному герою сопереживаешь как родному. Слегка иронизируя над своими персонажами, режиссер, тем не менее, делает акцент на самые важные для человека ценности. Семья – это святое, это то, что каждый из нас должен оберегать и ценить превыше всего. А если семье угрожает опасность, найди свой «блаженный остров», только убедись, что он необитаем.