Среди номинантов на «Золотую Маску» в каждой категории есть жемчужины театрального искусства, которые заслуживают внимания. У всех зрителей разные вкусы и предпочтения, поэтому мы не выбираем, что нужно обязательно увидеть, а делаем обзор всех спектаклей, чтобы наши читатели сами определились, что интересно для них. На номинантов в категории «Драма/спектакль малой формы» мы советуем обратить пристальное внимание, здесь действительно много интересного.
28 ДНЕЙ, Театр.doc, Москва
Постановка Юрия Муравицкого и Светланы Михалищевой
Пьеса Ольги Шиляевой стала одним из главных событий фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2018», вызвала бурную и неоднозначную реакцию и получила грант на постановку. «Трагедия менструального цикла», как обозначила жанр автор пьесы, рассказывает о физическом и эмоциональном состоянии женщины на разных этапах этого физиологического процесса, а также о взаимодействии с внешним миром – мужчинами, информационным потоком, новостным фоном, раздражающими факторами… Говорить о телесном в России сложно. Особенно со сцены. Особенно называя вещи своими именами. Поэтому Театр.Doc снова делает то, что умеет лучше всего: ведет честные разговоры на грани протеста.
Наша рецензия на спектакль.
АУСТЕРЛИЦ, Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Режиссер Евгения Сафонова
Аустерлиц – не место известного сражения, а фамилия главного героя. Жак Аустерлиц – историк архитектуры, живет в Лондоне. В детстве его вывезли в Англию вместе с тысячами других еврейских детей из Чехии, Польши, Австрии, Германии, чтобы спасти от надвигающейся фашистской угрозы. Спустя много лет Аустерлиц узнает, что всю жизнь прожил в приемной семье под вымышленным именем. Человек без прошлого, он пытается воссоздать свою подлинную историю с помощью архивных фотографий, старых газет, чужих рассказов, он посещает дома, в которых, как он предполагает, могли жить его настоящие родители.
ВЕРСИЯ ЧАЙКИ
Проект Е. Ненашевой, Д. Вернер, Е. Петровской, А. Харабиберовой, Москва
Научно-творческая резиденция «Чехов APi», Чехов
Спектакль-променад в жанре интерактивного site-specific про столкновение двух миров в искусстве: мира Аркадиной и Тригорина — мастеров, привыкших к успеху, но ощущающих, что их время уходит, и мира Заречной и Треплева — молодых бунтарей, современных художников, для которых нет разделения на жанры, а хореография и мультимедиа важнее сюжета. Каждый актер не только играет роль чеховского персонажа, но и попробует себя как современный художник и создает авторский арт-проект. Все работы вплетены в художественное решение спектакля.
ДЕТИ СОЛНЦА, Театр «Красный факел», Новосибирск
Режиссёр-постановщик Тимофей Кулябин
Действие спектакля перенеслось во времени и пространстве – из революционной России на кампус Стэнфордского университета в канун 2000 года. Герои существенных изменений не претерпели, это почти та же описанная Горьким русская интеллигенция – прекраснодушная и эгоистичная, мечтательная – даже тогда, когда занята точными науками, импульсивная, способная рассердиться, но не способная на решительные поступки. «Дети солнца» Кулябина – о поколении последних советских детей, чьи детство с юностью пришлись на перестройку, а становление в профессии – на девяностые-нулевые.
ЗАРНИЦА, Мастерская Дмитрия Брусникина, Москва
Режиссер Юрий Квятковский
Первый в России мокьюментари проект, это созданная специально для проекта музыкальная группа и, собственно, спектакль. В поэтическом российском будущем восстановили патриотический квест. Подростки проходят инициацию в волшебном лесу, и там, в шекспировском «Сне в летнюю ночь», старые русские боги враждуют с новыми, а идеологически правильные подростки под действием волшебного сока влюбляются не в тех, в кого надо. Жизнь персонажей не ограничена сценой и выходит за пределы спектакля в виртуальное пространство. Этот спектакль исследует такое явление как создание легенды в интернете, которая, выходя в материальный мир, трансформируется в живой организм.
ИССЛЕДОВАНИЕ УЖАСА, Проект «Квартира», Санкт-Петербург
Режиссёр Борис Павлович
Спектакль – попытка вглядеться в природу мышления ОБЭРИУтов (группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х годов в Ленинграде. В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер Левин), изучить способы их взаимодействия с миром и друг другом. Действие разворачивается в реальном времени и общем пространстве со зрителями. Тут нет единой линии повествования: герои парами и тройками сходятся в словесных поединках в разных уголках «Квартиры». У зрителей есть возможность выбирать, где быть и за кем следить.
МЫ, ГЕРОИ, Драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск
Режиссер Олег Рыбкин
Герои спектакля – совсем не «герои» в обычном понимании, это театральная труппа артистов-неудачников, скитальцев и изгоев. Их судьбы, их страдания в поисках любви, счастья и безопасности можно было бы посчитать комедией, если бы не знание того, что эти события происходят в центре Европы, на которую надвигается угроза войны, что над этими частными судьбами «героев» сгущается угроза гибели.
ПАПА ВСТРЕТИТ МЕНЯ В L.A., Молодежный театр, Архангельск
Режиссер Максим Соколов
Road movie по мотивам книги «На «Синей комете» Розмари Уэллс. 11-летнего Оскара с отцом разлучает Великая Депрессия. Мальчик становится свидетелем ограбления банка, он впрыгивает в игрушечный поезд, путешествует во времени и вновь встречается с постаревшим отцом, когда над миром застыла уже другая угроза — Вторая мировая война. Спектакль отличается необычной сценографией, ведь зрители смотрят на происходящее, лежа на кроватях.
ПЕРМСКИЕ БОГИ, Театр-Театр, Пермь
Режиссер Дмитрий Волкострелов
Это совместный проект режиссёра Дмитрия Волкострелова(уже художественного руководителя ЦИМ) с Пермской художественной галереей, посвященный истории деревянной скульптуры, которая хранится в музее, и изучению людей, живших на пермской земле несколько веков назад, и наших современников. Спектакль не имеет строгого сюжета, это скорее эссе о связи бога и человека, об идеях и ценностях. Пронизывает его история, построенная на смене времён года, которых у авторов оказывается не четыре, а пять.
ПОСМОТРИ НА НЕГО, Театр ненормативной пластики, Санкт-Петербург
Режиссер Роман Каганович
В спектакле поднята тяжелая тема — прерывание беременности на поздних сроках по медицинским показаниям. Что чувствует женщина, узнав, что «болезнь плода не совместима с жизнью»? Как сохранить семью и пережить такую трагедию? Героине предстоит совершить сложнейший выбор в своей жизни. Её решение вызывает столько боли и такие тяжелейшие переживания, что они способны свести с ума. Здесь поднимается не только проблема психоэмоционального состояния женщины, столкнувшейся с личной трагедией, но и проблемы отечественной медицины и этики, «болячки» нашего общества, которые принято замалчивать.
ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ, Театр драмы, Курган
Режиссер Дмитрий Акриш
Центром битвы разных мировоззрений, жизненных тягот и разных судеб становится жизнь маленького мальчика, который попадает под странную опеку мнительной и волевой бабушки. Любовь и заботу бабушки называют жестокой и чрезмерной. Автор повести Павел Санаев рассказывает о своём непростом детстве, сложных семейных отношениях. Но такой ли тиран бабушка на самом деле? На этот вопрос предстоит ответить зрителям, находящимся в камерном пространстве, где они видят не только актёров, но и друг друга, и держат в руках плюшевых медведей.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург
Режиссер Константин Богомолов
В этой работе Константин Богомолов смог достичь эффекта, который не в полной мере реализовался в «Трех сестрах» на сцене МХТ – зрительской медитации над текстом. Здесь Достоевский не надрывный, не страдающий, не кричащий. Монологи парят над залом, текст проникает в зрителей и остаётся там, кажется, навсегда. Медленно, размеренно, медитативно каждое слово Достоевского находит своё место в умах, и самый известный российский детектив высекает новые мелодии в человеческих душах.
РОССИЙСКАЯ А.АЗБУКА, Театр ТРУ, Санкт-Петербург
Режиссер Александр Артемов
«Российская А.Азбука» — это ярмарочное действо, подразумевающий особый тип чтения, особый тип текста, особый тип музыки. Спектакль идет под фрагменты «Истории солдата» Игоря Стравинского – произведения, выдержанного в эстетике ярмарки, балагана, уличного действа. Под зацикленные фрагменты музыки актеры читают лубочно-грубые стихи-частушки на каждую букву алфавита. Б – былины, В – валенки, З – здоровье, Б – больница – все это есть в каждом из нас, хотим мы этого или нет. П – Пустота, С – Стравинский, Т – Тайга, У – Уха, Е – Есенин – все это выстраивается в некую «матрицу» русского человека, его культурный код.