Как онлайн-театр может по-настоящему удивить, когда записи и зумы уже не радуют? Только что-то максимально знакомое и простое, оказывающееся вовсе не тем, чем выглядит, способно втянуть в игру.
Именно таким получился спектакль художника Габбилена Галычева «A.I.Q. Test». Вместо актёров в нём существует текст, который в какой-то момент начинает разговаривать с вами как с партнёром, водить за нос и издеваться. Вместо сцены — Google-форма, вроде бы типовая анкета, где можно выбрать один или несколько вариантов ответа или вписать свой.
На онлайн-презентации проекта в Мультимедиа Арт Музее режиссёр говорит: «Когда я задумывал этот спектакль, я в первую очередь хотел не привязываться ни к сцене, ни к актёрам. Хотел сделать вещь, доступную сразу по ссылке, чтобы можно было показать в любой момент».
Габбилен Галычев, выпускник Школы Родченко и убеждённый апологет интерактивного театра, пользуется ресурсом онлайна самым очевидным для диджитал-поколения и потому довольно невероятным для театра способом. Через опросную форму он играет со зрителем: главный герой его спектакля — искусственный интеллект, который обещает отличить вас от робота, но на самом деле путает следы и сам прикидывается живым. Этот спектакль отлично вписывается в привычные большинству из нас паттерны действий: он не требует специального времени и места, не хочет ритуалов присутствия в театре. Кажется, будто его можно прокликать так же, как множество других опросов, но именно здесь и происходит сбой матрицы: опрос, выглядящий таким знакомым, начисто игнорирует ваши ожидания, интригует и провоцирует на эмоции. Потому это и театр.
Нагнетая в начале опросника (псевдо)научный флёр об искусственном интеллекте, тесте Тьюринга, нейротехнологиях и перформативности, художник выводит вас на зыбкую почву «умного» театра, который на поверку оказывается энтертейментом. В этом, как утверждает автор, и была первоочередная задача: чтобы зритель интересно провёл время. С самых первых строчек опросника возникает азартное, игровое ощущение: «Машина, тебе меня не обмануть!», разделённое с желанием узнать что-нибудь о себе.
Несмотря на осознанную путаницу и местами явное оценочное отношение текста к человеку, сохраняется обволакивающая иллюзия безопасности: это же просто опрос, что он может сделать со мной? В работоспособности этого убеждения ещё предстоит разубедиться.
После заполнения опроса, который может занять от 10 до всех 40 минут, возникает чувство, будто вы поговорили с умным, весёлым и странным собеседником, который непонятно чего от вас хотел и при этом был искренне заинтересован в общении. Хотя где-то ему удалось вас надуть, просто пока вы не поняли, как. Это напоминает одну из притч о восточном хитреце Ходже Насреддине, который рекламировал на базаре «загадочного зверя, именуемого котом», и люди платили целый динар за вход в палатку, где действительно смотрели на старого кота и уходили в задумчивости. Из развлечения, созданного по образцу хорошо знакомых опросов, получается философский нарративный театр, с довольно точным юмором отражающий мир, в котором все мы существуем сегодня.
Поучаствовать в спектакле можно по ссылке http://aiq-test.ru