Если человека, далекого от театрального мира, попросить назвать 3 балета – в списке непременно будет «Лебединое озеро». Однако, как ни удивительно, оно не всегда было популярным. Более того, провалилось на первых показах.
Музыку к балету у П.И.Чайковского заказали в 1875 году. Это был необычный заказ, потому что в то время существовали «балетные композиторы», например, Л.Минкус (который написал музыку к «Дон Кихоту»).
Чайковский был симфонист, поэтому заказ оказался для него не самой простой задачей – надо создать что-то, что не просто красиво звучит, а позволяет артистам чувствовать ритм и танцевать.
Осложнялось всё тем, что композитор не работал над партитурой вместе с балетмейстером, а создавал произведение в одиночку.
Интересно, что невозможно указать первоисточник балета, как часто бывает с другими постановками. Одна из самых красивых версий связана с баварским королем Людовигом II (обожал творчество Вагнера) и замком Нойшванштайн, стоящим на берегу лебединого озера. Говорят, именно после посещения этих мест Чайковский нашел вдохновение для создания своей музыки. Вот здесь про это можно почитать подробнее.
Кроме этой романтической истории, к литературным первоисточникам «Лебединого озера» можно отнести сказку немецкого писателя Музеуса «Лебединый пруд», повесть «Ундина» Фуке, «Метаморфозы» Овидия, сказки братьев Гримм.
Вернемся к премьере, которая состоялась в 1877 году на сцене Большого театра. Мнения критиков о музыке разделились – кто-то оценил сочинение композитора, а кто-то вовсе не принял, мол, музыка шумная, слишком симфоническая. Сам Чайковский в переписке с Надеждой фон Мекк и Сергеем Танеевым назвал свою музыку «чистой дрянью».
После провальной премьеры была еще одна попытка поставить «Лебединое озеро», но она тоже с треском провалилась (состоялось всего около 11 показов). После этого о балете на какое-то время забыли…
В 1893 году умер П.И.Чайковский, и петербургская императорская труппа организовала концерт, посвящённый памяти композитора. Почему-то вспомнили музыку из провального «Лебединого озера», и хореограф Лев Иванов поставил номера, которые сейчас входят в «белый акт». Его работа имела такой ошеломительный успех, что главный хореограф того времени, Мариус Петипа, присоединился к Иванову, чтобы закончить постановку. С тех пор начался успешный путь «Лебединого озера», одного из самых ярких, красивых и важных балетов всех времен на потрясающую музыку великого композитора.