До последнего не верилось, что один из самых популярных театральных фестивалей в Москве, куда традиционно набиваются полные залы, будет в непростом 2020-м году. Но всё же «Любимовка» состоялась! Не так, как всегда, с ограничениями и нововведениями.
Фестиваль молодой драматургии «Любимовка» прошёл с 5 по 12 сентября на площадке «8/3», fringe-программа (10 сентября) состоялась в Центре Вознесенского. Драматурги, ридеры, режиссёры, актёры и организаторы без проблем попадали в зрительный зал. А вот количество зрителей было ограничено: на читки могли зарегистрироваться лишь по 10 счастливцев.
Однако для тех, кто не мог попасть в зал, видеокомпания SBTG вела прямую трансляцию на youtube-канале фестиваля, а организаторы непрерывно сообщали эксклюзивные новости в telegram-канале. Это стало настоящим спасением для любителей молодой драматургии и, в какой-то степени, даже плюсом. Ведь появилась возможность ничего не пропускать и досматривать в удобное время, не откладывая в долгий ящик.
Не все участники-драматурги смогли прилететь на фестиваль в связи с закрытыми границами, но снова на помощь пришли современные технологии. Читки своих пьес драматурги смогли посмотреть онлайн и поучаствовать в обсуждении дистанционно. Организаторы фестиваля вспоминали уже позабытое в наше время слово «телемост» и вели дискуссии, несмотря на расстояния.
На «Любимовку-2020» авторы прислали 815 пьес. Героические ридеры отобрали 24 пьесы в шорт-лист, сформировавший основную программу фестиваля. Ещё 19 пьес попали в список отмеченных, часть из них будет прочитана в четвёртом сезоне проекта Любимовка.Ещё (круглогодичные читки пьес в барах и театральных пространствах Москвы). Традиционную fringe-программу «Любимовки» составили 8 пьес. Театральный критик Алексей Киселёв из 6 пьес сформировал внеконкурсную программу, в которой участвуют пьесы состоявшихся драматургов. Еще одна пьеса была представлена в рамках спецпроекта.
Образовательная программа «Любимовки» состояла из 4 мастер-классов. О творческой стратегии драматургов рассказал автор пьес и киносценариев Михаил Дурненков. О документальности в современном театре и современном искусстве рассуждали художник Ильмира Болотян и драматург Евгений Казачков. Будущему современного театра был посвящён открытый разговор с режиссёром Кириллом Серебренниковым. Экономико-правовой ликбез для молодых драматургов провели первый заместитель художественного руководителя – директора МХТ им. А.П. Чехова Марина Андрейкина и драматург и сценарист Родион Белецкий.
Итого 43 события за 8 дней. Сложно рассуждать об атмосфере на фестивальных площадках, если тебе не довелось там побывать лично. Наблюдения за фестивалем дистанционно вызвали противоречивые чувства. С одной стороны, показалось, что «Любимовке-2020» не хватало эмоций. Ограниченное количество людей в зале сделало фестиваль узкопрофессиональным: в обсуждениях участвовали лишь драматурги и театральные деятели, не хватало взгляда простого зрителя. С другой стороны, непрерывные сообщения в telegram-канале «Любимовки» дали почувствовать, как там бурлит жизнь. И оставалось только завидовать тем, кто в зрительном зале.
Хорошая новость, что одна из пьес «Любимовки-2020» традиционно получит Brewhouse Stage Prize – грант на постановку в театре, учреждённый совместно фестивалем драматургии «Любимовка» и арт-проектом Московской Пивоваренной компании Mosbrew Brewhouse. Спектакль будет поставлен на одной из площадок Москвы, связанных с современной драматургией, а премьера состоится в сезоне 2020-2021.
Что же запомнилось на «Любимовке-2020»? Представляем выбор редакции:
«Аллели», драматурги Ингрида Рагяльскене, Андрюс Даряла, Вильнюс (спецпроект фестиваля)
Пьеса о взаимоотношениях Польши, Литвы и Беларуси, написанная год назад в рамках лаборатории к 450-летию Люблинской унии, положившей начало государству Речь Посполитая. С учётом белорусских событий после президентских выборов 2020 года сюжет заиграл новыми красками. В пьесе сосуществуют два временных пласта: в 1569 году девушке Литве сватают Польшу, в 2021 году полька и литовка обращаются в клинику репродуктивной медицины в Минске для рождения общего наследника. Пьеса похожа на рассуждение о перспективах взаимодействия народов-соседей.
«Я убил Царя», драматург Олег Богаев, Екатеринбург (внеконкурсная программа)
Хроника последних часов жизни семьи Романовых словами простых людей, которые так или иначе были близки к царской семье, оказались рядом с местом преступления, случайно стали соучастниками убийства, просто рядом жили, завладели случайно царскими вещами, что-то слышали в городе, что-то придумали… В итоге выходит, что так или иначе все они убили царя. Пьеса о том, как маленький человек хочет себя чувствовать причастным к большому, а сумасшествие порой носит массовый характер.
«Big in Japan», драматург Исмаил Иман, Баку (шорт-лист)
В заголовок пьесы вынесен термин, который используют для описания творчества западных музыкальных групп, малоизвестных в своей стране, но добившихся популярности в Японии. Один из героев – музыкант из Баку, планирующий переезд в Берлин и выпускающий подкаст «Big in Japan». Сюжет построен вокруг смерти его подруги детства. Здесь человек стремится к лучшей жизни, но его останавливают привязанности. Пьеса позволяет подышать воздухом бывших союзных республик.
«Название не помню», драматург Катерина Пенькова, Киев (шорт-лист)
История трёх поколений женщин из одной семьи, рассказанная через воспоминания главной героини. Здесь соединилось частное и глобальное, семейная драма переплелась с драмой политической. Границы сопредельных государств, несколько языков и исторических отрезков тоже являются героями пьесы.
«Туареги», драматург Светлана Петрийчук, Москва (шорт-лист)
Мелодраматичная пьеса о бабьем бунте и попытке установить матриархат в Богом забытой русской глубинке, где беспросветное пьянство, полное бездорожье и соседское всеучастие. Параллельно основному сюжету одна из участниц событий рассказывает об африканском племени туарегов, где матриархат является принципом организации общества. Однако перенести африканский опыт на русскую землю не удаётся.
«Не могу говорить, я в маршрутке», драматург Артём Ефименко, Москва (шорт-лист)
Очень жизненный синтез драмы, комедии и трагедии о самых обычных людях, которые хотят доехать из Москвы в Наро-Фоминск. Герои действия никак не взаимодействуют, но непрерывно делают свой жизненный выбор, анализируют собственные поступки или застревают в своём сереньком существовании. Во всей пьесе реально звучит одна лишь фраза, вынесенная в заголовок, остальное – внутренние монологи, что является вызовом для режиссёров, которые возьмутся ставить пьесу.
«Свинья в стене», драматург Елена Щетинина, Омск (шорт-лист)
Пьеса о детской страшилке, которая, на первый взгляд, кажется лишь фантазией, игрой и богатым детским воображением, но внезапно оборачивается многолетней историей насилия над маленькой девочкой. История, закрученная как триллер, но показанная через призму ребёнка, не вызывает ни ужаса, ни отвращения. В финале остаётся лишь шок.
«Пион Селин Дион», драматург Марта Райцес, Москва (шорт-лист)
Очень правдивая пьеса об онкологии и обо всех прелестях, какого это – болеть в России. Главная героиня не сдаётся перед приближающейся смертью, а очень хочет жить и находит спасение в наркотиках. Сблизившись с сыном, она внезапно не замечает его смерти, принимает ситуацию и всё ещё берёт от жизни всё. Сильна героиня или слаба? Крепки ли семейные взаимоотношения? Эти вопросы затрагивает пьеса.
«Петя из Ватуков», драматург Наталия Лизоркина, Москва (шорт-лист)
Бытовая пьеса о приезде в отпуск молодого человека из Москвы на малую родину, которая постепенно превращается в триллер. На малой родине всё сильно изменилось за время отсутствия героя, что даже членов семьи не узнать. Люди, с одной стороны, многое поменявшие в жизни, с другой стороны, не только не изменили мировоззрения, но и деградировали. В пьесе присутствует сатира над жизнью в российской глубинке, анализирующая абсурдность существования.