Сезонную аллергию, вызванную пыльцой растений, называют сенной лихорадкой. И неспроста! В начале XIX века считалось, что причиной насморка и навязчивого чихания является свежескошенная трава, которая шла на сено. Отсюда и рождение поэтического названия. Но пьеса «Сенная лихорадка» английского драматурга Ноэля Кауарда отнюдь не описывает симптомы известного, нелицеприятного состояния. Героев его истории лихорадит от жажды творчества, игры, лицедейства.
Спектакль по этой пьесе режиссер Евгений Писарев назвал «Апельсины & Лимоны» и поместил персонажей в условное, даже карикатурное, пространство. В ремарках драматург указывает, что действие разворачивается в гостиной загородного дома и детально описывает интерьер с лестницей, французскими окнами, роялем, балконом. Но на сцене вырисовывается довольно сдержанный пасторальный рисунок: скошенные угловатые «холмы», одинокое дерево, словно вырезанное из картона, пушистые овечки, передвигающиеся на колёсиках.
Сценография Зиновия Марголина усиливает контрастность строгих линий при внешней флегматичности. Так создаётся хрупкий бутафорский мир, где живёт известная в прошлом актриса Джудит Блисс, её муж-писатель Дэвид, сын Саймон и дочь Сорель. Их вымышленная реальность отгорожена полукругом светильников от остальной действительности.
Костюмы Виктории Севрюковой, в стиле элегантного «века джаза», делают ненавязчивый акцент на время написания пьесы – 1925 год. Параллельно, в это же время, на другом континенте будет опубликован роман «Великий Гэтсби», безжалостно демонстрирующий безликое общество потребителей. Но семейство Блисс совсем другое, ими правят не деньги, а эмоции! Только эмоции!
Джудит Блисс – яркая бенефисная роль, которую иронично и легко играет Вера Алентова. Её Джудит утонченная, обаятельная, женственная и милая. В изящном платье, подчеркивающем прекрасную фигуру, она похожа на загадочных актрис немого кино. До конца не ясно, когда Джудит играет, а когда говорит всерьёз. Да и возможна ли какая-то серьёзность от семейства Блисс? Ведь все домочадцы то и дело подыгрывают своей приме, забывая кем они являются на самом деле. В этой суматохе постоянного скоморошества, им нужны новые партнёры, так сказать, «свежая кровь». Блиссы приглашают гостей на уик-энд, не задумываясь над тем где их разместить и чем потчевать.
И вот тут начинает разворачиваться настоящая комедия положений! Но талант Ноэля Кауарда не ограничивается только хорошо проработанным сюжетом со смешными диалогами и неожиданными сценами. Драматург завуалированно демонстрирует постоянное желание человека притворяться. В сущности, все гости притворяются не меньше самих Блиссов. Каждый из них выбрал маску по вкусу и приехал с определенной целью: кто-то развлечься, завести нужные знакомства, а кем-то правит желание познакомиться с кумиром.
Мира Арундел (Екатерина Клочкова) приехала по приглашению якобы влюблённого в неё Саймона (Александр Дмитриев), но на самом деле ею правит желание поближе познакомиться с эпатажным писателем. «Займитесь со мной любовью!», – без стеснения заявляет Дэвид Блисс, его брюки тут же оказываются на полу, а возмущению Миры просто нет границ. Ведь картину обольщения кумира она рисовала в своём воображении совсем иначе.
«Одни ненормальные вокруг!» – бросает в зал Дэвид Блисс. Роль «незаурядного драматурга» воплощает на сцене Борис Дьяченко. Благодаря редкому дарованию, актёру удаётся сделать своего героя ярким и экспрессивным. Здесь можно было ограничиться одним штрихом – муж-подкаблучник, самовлюблённый писатель или обольстительный «свободный художник». Но Борис Дьяченко находчиво выуживает из персонажа всё самое радужное.
Когда в финале Блиссы, вдоволь наигравшись с гостями, переключаются на новый роман Дэвида, короткий эпилог превращается в отдельный спектакль. Теперь главный герой Дэвид Блисс: взъерошенные волосы, ликующие глаза, восторженное расположение духа, в руках толстая рукопись. Он изящно фонтанирует шутливыми фразами, словно балансирует на ножке табурета. Актёру удаётся трепетно нарисовать живой, покоряющий своей искренностью и красотой, образ. Ни тени пошлости или небрежного наигрыша, нарочитого клише – мелодия роли дарит опьянение теплотой от переполняющей внутренней радости.
В каждом персонаже Евгений Писарев отыскал и мастерски вывел наружу что-то причудливое: угловатые движения Джэки Коритон (Ирина Петрова), кукольность и широкие жесты Сорель (Анна Бегунова), эмоциональность влюбленного Саймона (Александр Дмитриев), растерянность и детскость Сэнди (Дмитрий Власкин). Несчастный дипломат Ричард Грэхэм (Александр Арсентьев), после проведенной ночи в котельной, появляется всклокоченный, с осипшим голосом. Ему так и не удалось выпить чашечку кофе, ведь служанка, под стать своей хозяйке, тоже любит подшучивать. Клара в исполнении Нины Марушиной, которая более полувека служит в театре им. А.С. Пушкина, самый трогательный персонаж, заражающий непритворным смехом и непосредственностью. Нина Александровна соединяет поколения артистов театра, сохраняя лучшие традиция актёрской школы.
Но кто же в рассказанной истории «апельсины», а кто «лимоны»? Актёры и зрители, мечтатели и обыватели, влюблённые и снобы? Евгений Писарев не даёт ответа, подталкивая зрителей на раздумья и споры. Однозначно можно сказать, что донкихотство в спектакле выглядит невероятно привлекательной лихорадкой, которую не страшно подхватить. Ведь так сладко иногда притвориться, поиграть во влюблённость, лихо сбросить серую обыденную маску и смело примерить новую. Главное не забыть, что игра – это не ложь, игра – это «есть проявление свободы».