Любовь победит смерть. Спектакль «Бульба. Пир» в Театре на Малой Бронной

Создатели спектакля «Бульба. Пир» определили жанр своей работы как «фантазии на гоголевские темы». На самом деле, от культовой повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» практически ничего не осталось. Режиссёр Александр Молочников и автор идеи Ольга Хенкина заполнили историю Бульбы отсылками к другим произведениям, нецензурной лексикой и изменили финал, снизив тем самым героико-патриотическую патетику. В прологе зрителю максимально кратко пересказывают фабулу, как бы сразу предупреждая – на сцене главное не это! С первых минут становится очевидна отсылка к Ромео и Джульетте, только здесь зовут их иначе: Хелена и Андрий. 

Фото: Татьяна Мордвинова

Когда за вычурный стол садится клан европейского политика, появляется неприятное липкое ощущение, будто ты присутствуешь на популярном ток-шоу, где выясняется, что Годфрид Клигенфорс насиловал своих малолетних детей. Это стало причиной самоубийства его дочери, чей портрет сквозь стеклянные перегородки виднеется на заднем плане. А сын Матиас (Гела Месхи) только сейчас находит в себе силы признаться в инцесте. Он совершает каминг-аут на торжественном званом ужине, чем загоняет в тупик улыбчивого ведущего-тамаду (Дмитрий Гурьянов).

Фото: Татьяна Мордвинова

Годфрида играет импозантный и прекрасный в своей флегматичности Игорь Миркурбанов. Актёр не выпускает из рук электронную сигарету, механически поправляет челку и говорит монотонно, уверено, спокойно, как и полагается «сильным мира сего». Его персонаж – лицемерный меценат-политик, главный оппонент Тараса Бульбы. Вырисовывается очевидная параллель между политическим противостоянием России и Европы. Западный мир со своей толерантностью оказывается гнилым и пошлым, равноценно, как и само казачество. В спектакле запорожские казаки больше похожи на террористов-разбойников. Тарас Бульба (Алексей Вертков) тиранит свою жену и по классике жанра – убивает предателя сына. Хотя сакральная фраза: «Я тебе породив, я тебе й вб’ю», – так и не прозвучит из его уст…

Фото: Татьяна Мордвинова

Удивительно как в хрупком теле Александры Виноградовой помещается столько драматических красок! Она играет жену Тараса Бульбы: одержимую любовью к сыновьям и угнетённую тиранией супруга. Её героиня появляется в образе домашней собаки с высунутым мокрым языком, она ластится, суетится. Затем этот «оборотень-женщина» превращается в замученную берегиню домашнего очага. Актриса играет легко, но с невероятным трагическим надрывом. В ней пульсирует главная драматическая артерия всего спектакля, где комическое плотно стыкуется со стёбом, а трагическое с грубым сарказмом.

Фото: Татьяна Мордвинова

В антракте, Андрий (Леонид Тележинский) и Хелена (Мария Шумакова) не покидают сцену, сливаясь в поцелуях всё на том же вычурном столе. За их спинами секундомер отсчитывает 10 минут, но вместо тиканья часов зал наполняется песней, состоящей из одной фразы: «Любовь победит смерть». Когда в дом Клигенфорсов приходит Тарас со своим «войском», все предвкушают убийство такого романтичного, мягкого, не похожего на остальных казаков – Андрия. Но в спектакле «Бульба. Пир» от пули умирают все, кроме старшин двух кланов.

Фото: Татьяна Мордвинова

Тарас Бульба (Алексей Вертков) и Годфрид Клигенфорс (Игорь Миркурбанов), как пушкинская старуха, сидят у разбитого корыта: но их враждующий род не закончен, ведь у каждого в руках по младенцу. Мир никогда не наступит, война будет и дальше точиться между ними, потому что панибратство также фальшиво, как и предательское нападение. Хелена садится между Тарасом и отцом, она не верит в смерть Андрия и сквозь слёзы пытается подарить надежду: а вдруг, через короткую минуту все воскреснут и, натягивая на лица улыбки, скажут: «Сюрприз!» Но этого не произойдёт.

Фото: Татьяна Мордвинова

Художник спектакля Максим Обрезков максимально приукрашивает мрачную историю сдержанными, но эстетически стильными рисунками. В его руках сцена, которая кажется довольно скупой, превращается в насыщенную картинку, которую интересно рассматривать. Вместо коней под казаками-террористами старые кресла на колесиках, их «убитые тела» символизируют черные мусорные мешки. Особенно красивой и впечатляющей стала сцена с колоколом, который по замыслу художника спрятан где-то над сценой, между колосниками, а на его язычке обреченно повисает жена Тараса. Она здесь одна выступает против насилия, против войны, как животное, которое не понимает почему кому-то приятно пнуть старого пса на улице… просто так пнуть…

Фото: Татьяна Мордвинова

Саша Денисова не вскрыла как драматург «гоголевские темы», превратив героический эпос в развлекательную пьесу на злобу дня. В её истории не существует таких понятий как честь, достоинство, отвага, патриотизм. Хорошо ли это? Здесь нет врагов и героев, все персонажи скорее человекоподобные манекены: некоторые из них демонизированы, другие – неправдоподобные романтики. Александр Молочников пытается разрушить временные границы, стереть пафосность, рассказав историю войны современным языком с понятными для нынешнего зрителя аналогиями. Вместе с тем, он тяготеет к художественной эстетизации: вот на сцене оживает картина Ильи Репина «Запорожцы», а Хелена и Андрий, набросив на головы куртку, застывают в позе «Влюблённых» Рене Магритта. Спектакль «Бульба. Пир» это эмоциональный рассказ о пошлостях современности, где нет пристанища для истинных казаков, «вечно неугомонных… законных защитников православия…»

URL List