Основная составляющая успеха хорошей постановки — это не спецэффекты, а именно великолепная актёрская игра. «Эраст Фандорин» идет на сцене РАМТа с 2002 года! За время жизни спектакля сменился не один состав, но все артисты живут своими образами, как бы банально это не звучало. Каждый характер раскрывается поступками, интонациями, жестами, а внешность оказывается ох как обманчива.
Каждый роман Бориса Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина» задуман как один из множества детективных поджанров, в основе сюжета лежит не только преступление, но и глобальная проблема. Автор подробно описывает детали российской жизни в XIX веке. Первый детектив «Азазель» — шпионский, рассказывает о проблеме мирового господства в очень своеобразном его проявлении. Сценарий развития событий напоминает снежный ком, несущийся в пропасть с горной вершины: стоит только решить одну загадку, появляется новая — и так на протяжении всего произведения. Всё это создает особенную стилистику.
Художественный руководитель театра и режиссер спектакля Алексей Бородин искусно перекладывает столь редкий и сложный для театра жанр детектива на сценический язык. Вместе с художником Станиславом Бенедиктовым и музыкальным оформителем Натали Плэже, он создает целую вселенную, созвучную стилистике романа Бориса Акунина.
Масштаб поражает: зритель легко узнает ворота Александровского сада, Королевский дворец, Исаакиевский собор, Биг-Бен. Будет даже поезд, несущийся на первые ряды зрительного зала. Костюмы и детали полностью соответствуют исторической эпохе: мундиры и бакенбарды, платья и прически, двери с золочеными ручками и деревянные бюро с чернильницами, телеграфный аппарат и первый телефон мистера Белла.
Зрителей ждет история юного Фандорина, который только начинает познавать свой дедуктивный талант и учиться на своих же ошибках.
Мирную прогулку у ворот Александровского сада нарушает выстрел. Совершено самоубийство или все-таки убийство? Первое дело Фандорина будет не таким простым, каким кажется на первый взгляд. Мы переносимся в кабинет следственного управления. Эраст Петрович читает показания свидетелей, замечает в них расхождения и, сорвавшись с места, убегает на поиски правды.
За образ главного героя отвечает Михаил Шкловский. Он энергичный, жизнерадостный, наивный и прямодушный, но обладает цепким умом, конечно же. Совсем еще юнец, бегающий по улицам в поисках правды, не знает усталости. Как же он движется! Бег по сцене, точнее даже бег на одном месте по движущейся декорации: в начале спектакля вприпрыжку навстречу первому делу, в середине — уверенно, а в конце — обреченно убегая подальше от случившегося кошмара. Этот бег и является изюминкой спектакля. Здесь бегут все: молодой сыщик Эраст Фандорин, полицейские, преступники и убийцы.
Все герои естественны и воплощены артистами правдоподобно, словно сошли со страниц романа.
Роковая красавица Амалия Бежецкая в прекрасном исполнении Нелли Уваровой крутит мужчинами как ей вздумается. Она роскошна и коварна, кажется, что она обладает талантом гипнозом. Такая женщина может покорить любого: и юного Фандорина, и бравого графа Зурова (Павел Хрулев).
Зуров — эмоциональный и вспыльчивый человек, он любит выпить и не прочь вызвать на дуэль первого встречного. Конечно же появление конкурента (в лице Фандроина) в борьбе за благосклонность Бежецкой вызывает у графа такую бурю эмоций, что пространство между ними просто искрит.
Бриллинг (Дмитрий Кривощапов), начальник и учитель Эраста Петровича — умный, хитрый и двуличный персонаж. Пуская расследование по ложному следу, он говорит так уверенно, что невозможно заподозрить предателя. Ближе к финалу он из наставника превращается в противника, но что-то ломается внутри героя и во взгляде Дмитрия, который направлен на ошарашенного разгадкой Фандорина, читается боль душевная и физическая. Даже голос меняется, а рука с пистолетом дрожит — он не может сделать решающий выстрел.
Леди Эстер (з.а. России Наталья Чернявская) — порядочная, заботливая и очень сильная женщина, обладающая гипнотическим магнетизмом. Ей невозможно не верить, но она и оказывается главным врагом.
Лиза (Александра Розовская) — любовь Эраста Петровича. Они влюбляются с первого взгляда, но встречаются от случая к случаю. Очень красиво выглядит сцена в поезде. Лизанька и Эраст стоят у раскрытой двери, их потряхивает в такт движущемуся поезду и кидает в объятия друг друга, переходящие в танец. Танец любви, танец радости нечаянной встречи (режиссер по пластике – Владимир Беляйкин). Молодые, смешные, влюбленные познают друг друга и обретают «крылья», наслаждаясь счастливым моментом.
Спектакль не заканчивается, а обрывается взрывом бомбы, первое дело оказалось не зубам юному Фандроину, но он встал и побежал в свое великое и светлое будущее, сначала медленно, а затем все быстрее. Скоро из него вырастет настоящий герой, способный раскрыть и вывести на чистую воду самых хитрых интриганов. Хитросплетения динамично развивающегося сюжета держат в напряжении до самого финала спектакля. Выстрелы и взрывы заставляют вздрагивать, а мелодии из спектакля будут еще долго звучать в голове.