Игра с эффектом психотерапии. Спектакль «Сказки на всякий случай», МОГТЮЗ

Истории уставшего зеркала, накопившего множество отражений, паучка, ткавшего лёгкую кружевную салфетку, ужасно скрипучей двери и её непростой жизни, постоянно карабкавшегося плюща и его приключений пролетают перед глазами зрителей спектакля «Сказки на всякий случай» в Московском областном государственном театре юного зрителя (МОГТЮЗ). Премьера постановки режиссёра Аркадия Черкашина по мотивам рассказов Евгения Клюева состоялась на днях в театре.

Фото: Анна Зарубина

Зрители переносятся в день, когда четверо друзей – Умница, Трусиха, Балбес и Хулиган – отправляются играть на чердак. Перемещаясь там в полумраке и постоянно натыкаясь на старые вещи, они по очереди рассказывают «страшные» истории. Друзья помогают рассказчику, добавляя в заданный сюжет подробности и детали, озвучивая упомянутых героев, обыгрывая тот или иной эпизод. И рассказ, который должен был навеять страх и ужас, уже превращается в игривую занимательную сказку, где добро побеждает зло, одиночество сменяется тёплой компанией, а в простых поступках прослеживается глубокий смысл.

Фото: Анна Зарубина

На захламлённом чердаке находится всё, что нужно ребятам для их игры: от тонкой вазочки до массивного книжного шкафа, от плюшевого пледа до грубого старого сюртука, от изящного веера до нелепого абажура… Сами рассказчики прямо там находят и главных героев своих историй – ведь какой чердак без паутины, почему бы там не оказаться старинному зеркалу, почему бы двери не скрипеть, а плющу не виться? Пространство. созданное художником-постановщиком Яниной Куштевской, – идеальный чердак как для хранения вещей, верой и правдой служивших своим хозяевам, так и для детских фантазий, красочно и изобретательно оживляющих предметы.

Фото: Анна Зарубина

В детской игре прослеживается попытка понять мотивы неочевидных поступков: например, зачем куда-то в небо карабкаться, если проще ползать по земле, или для чего утруждать себя тяжёлой кропотливой работой без перспективы выгоды. Здесь есть и глубокое уважение и неподдельное восхищение к тем, кто не идёт проторённым путём, а пробует новое. Также проскальзывает и горькое сожаление о том, что часто окружающие обесценивают труд, выполняемый от души.

Фото: Анна Зарубина

Игра для детей становится не только тренировкой воображения и пробами себя в неожиданных ролях. Она преображает каждого из участников. Не так уж всего боится Трусиха (Светлана Богацкая) – она преодолевает свои страхи как на сеансе у психотерапевта. Не только умом, но и сердцем начинает чувствовать окружающий мир Умница (Мария Есипенко). Расширяет свой кругозор и легко увлекается новым и неизведанным Балбес (Вадим Дзюба). Чутким и рассудительным становится Хулиган (Антон Богдасаров). И совсем не хочется заканчивать эту игру, однако по домам пора.