Столкновение двух миров – старого и нового, соединение двух театров – шекспировского и чеховского, встреча бесхитростности и доверчивости с плутовством и интриганством происходят на сцене Театра.DOC, где состоялась премьера спектакля Елены Маховой по пьесе Михаила Угарова «Зелёные щёки апреля». В нём можно рассмотреть и осмысление истории страны, и личные трагедии героев, и судьбоносность случайных встреч. И не поверишь, что работа – режиссёрский дебют (Елена Махова – актриса, тренер по развитию речи и актёрскому мастерству).
На дворе апрель 1916 года, идёт Первая мировая война. В Германии на берегу озера Цюрихерзее жизнь сводит простачка Серёжу, влюблённого в соседку по даче Ниночку, и странноватую парочку, которые представляются как Лисицын и Крупа. На уме у Серёжи романтика, свидание с Ниночкой, поездка с ней в Италию, долгая размеренная жизнь, на уме у незнакомцев – глобальные преобразования, подпольная борьба, строительство нового мира. А из обрывков фраз, из мелких эпизодов становится понятно, что Лисицын и Крупа – реальные исторические личности, не иначе как Владимир Ленин и Надежда Крупская. Слово за слово, и дежурный разговор случайных людей перерастает в словесный конфликт, противоборство взглядов и образов жизни. В этой борьбе сила явно не на стороне юного Серёжи. Он проигрывает этот бой и никогда не увидится с Ниночкой.
Открывают и закрывают спектакль герои, которых мы, пожалуй, встретили бы на театральной сцене несколько веков назад – двое мужчин в дамских пышных нарядах и одна женщина в платье, подобному королевскому. От них сквозит важностью, чопорностью, чётким следованием определённым правилам перемещения по сцене. Именно они нам сообщают, что на дворе апрель, как чудесна природа вокруг, как наивен Серёжа, а потом – как круто изменилась его жизнь. Эти герои из прошлого (актёры Серафима Красникова, Григорий Перель, Олег Соколов) читают авторские ремарки, создают фон, но при этом зловеще уволакивают благополучного Серёжу в историю, где его не ждёт ничего хорошего.
Ведь Серёжа (Максим Жегалин) словно сошёл со страниц сборника пьес Чехова. Гуляя по озеру, он будто вышел в вишнёвый сад, который вот-вот срубят, но он этого не замечает. Ведь самыми крупными потрясениями у него были – мелкий обман им родителей, а самыми крупными достижениями – главные роли в трагедиях Шекспира в дачных театральных постановках. От него Россия сейчас далеко, а надвигающаяся революция в ней – ещё дальше. Он даже слово «революционер» произносит то ли на иностранный, то ли на насмешливый лад, выделяя звук, которого там и вовсе нет («революционЭр»).
Бывалые дельцы Лисицын (Григорий Перель) и Крупа (Серафима Красникова) видят перед собой эту доверчивую душу и обрабатывают её как это делали в известной сказке кот Базилио и лиса Алиса по отношению к Буратино. Ассоциации со сказкой становятся явными, когда семейная пара разоблачается до полосатых купальных костюмов – Буратино-Серёжа уже попал в их сети и слился с ними.
Окончательно не даёт ему ускользнуть прохожий крестьянин Бауэр (Олег Соколов), который сильно смахивает на сообщника революционеров. Своей тоской по старой, исчезающей России он лишь способствует помутнению рассудка Серёжи. Режиссёр оставляет финал открытым: мы доподлинно не знаем, что же с Серёжей стало – утонул, был убит, сошёл с ума, осознал неизбежность революции, примкнул к большевикам… Вероятно, здесь могут быть и другие варианты, но однозначно, ни его жизнь, ни жизнь большой страны уже не вернулась к довоенному укладу.