Как можно влюбиться в интернете, испечь халяльный торт, отправиться за счастьем в другую страну и чем это может обернуться, расскажет спектакль «Финист Ясный Сокол» независимого театрального проекта «Дочери Сосо». Несмотря на сказочное название, это совсем не история с хэппи-эндом. Это спектакль-исследование о женщинах, отправляющихся из довольно благополучных стран к боевикам запрещённых вооружённых формирований: от чего они убегают и что хотят найти, как такое возможно в 21-м веке, осознают ли они возможные последствия.
Несколько лет назад на всю страну прогремела история студентки МГУ Варвары Карауловой, попытавшейся выехать к «жениху» в Сирию, на территорию, подконтрольную запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ). Студентку задержали на турецко-сирийской границе, вернули на родину, где она подверглась уголовному преследованию и получила реальный срок за попытку примкнуть к террористам. История Карауловой – одна из многочисленных, произошедших в последние годы с женщинами из разных стран, виртуально влюбившимися в вербовщиков и мечтавших сказку сделать былью.
Спектакль Жени Беркович поставлен по документальной пьесе Светланы Петрийчук, основанной на материалах судебных процессов, интервью, дневниках, комментариях из интернета, посвящённых судьбам этих женщин. Пьесу режиссёр дополнила монологами, написанными актрисами-участницами спектакля (Наташа Горбас, Анастасия Сапожникова, Юлия Скирина, Мариэтта Цигаль-Полищук, Светлана Сперанская, Маргарита Толстоганова, Ира Сова, Наталия Сапожникова, Леоника Константинова) на основе материалов из открытых источников и личного опыта, в которых они поразмышляли о природе возникновения слепой виртуальной любви разных по социальному статусу женщин к далёким незнакомцам, даже подлинность фото которых невозможно никак подтвердить.
Перед зрителем предстают совершенно непохожие героини. Здесь и молодая успешная сотрудница салона красоты, и недолюбленная дочь, и имеющая множество претензий к мужчинам 47-летная самодостаточная женщина, и даже энтузиастка-журналистка, решившая, что так просто сможет съездить за репортажем в логово террористов. Однако их всех так или иначе объединяет совершенно невыносимое одиночество, прошлые разочарования, безуспешные попытки найти родственные души и ощущение «тыла», защищённости среди своих родных и близких, а также очарование красотой чужой культуры и обрядов. Они мечтают о погружении в это притягательное и неведомое, но ни одна из них не думает о том, что будет по прибытии в место назначения или неприбытии туда.
Все героини, подобно Марьюшке из известной сказки из сборника Афанасьева, ищут в неведомых землях своих Финистов Ясных Соколов, но вожделенная встреча оборачивается жесткостью правоохранителей, сухостью судебных заседаний, личной несвободой, ещё более поломанной судьбой. И сами актрисы, перевоплощаясь из барышень с запудренными мозгами в равнодушных участников процессов или любопытных обывателей, показывают, как выглядит со стороны и с точки зрения Уголовного кодекса это бегство в рай. Ярким эпизодом в спектакле проходит блок комментариев из социальных сетей и блогов к новостям о таких Марьюшках. Из них сквозит нетерпимостью общественности, порицанием и насмешками, самым настоящим втаптыванием в грязь и без того несчастных и загнанных в угол людей.
Действие происходит в пространстве Боярских палат СТД. Здесь под кирпичными сводами разложено огромное лоскутное разноцветное одеяло (художник – Ксения Сорокина), где каждый лоскуток – отдельная история, уникальная судьба, но банальная ошибка. Это одеяло будто ковёр-самолёт должно взлететь и переместить красавиц к их принцам, но механизм изначально неисправен – и ковёр-самолёт становится лишь местом судилищ и исповедей, а также несбывшихся фантазий и грёз. Перемежающиеся с документальностью вставки об отношении к женщине в исламе, правилах ношения хиджаба и рецепты приготовления халяльной пищи сквозят романтикой и манят одетых в причудливые наряды (то ли из восточной сказки, то ли из фантастической повести) героинь в новый дивный мир, который рассыпается, не дав к нему даже прикоснуться.