Вновь есть возможность побывать в Парижской национальной опере благодаря TheatreHD – на экранах московских кинотеатров теперь можно увидеть необыкновенный и чарующий балет «Сон в летнюю ночь» Джорджа Баланчина на музыку Феликса Мендельсона. Спектакль, поставленный в 1962 году для New York City Ballet, в 2016 году был перенесён на парижскую сцену, где героев одел французский модельер Кристиан Лакруа, он же выступил и сценографом, конечно, ориентируясь на оригинальные эскизы. Однако блеск страз Сваровски, безусловно, приукрасил балет с полувековой историей.
Герои комедии Уильяма Шекспира вязнут в любовных и семейных дрязгах, и судьба забрасывает их в прелестный сказочный лес, населённый эльфами. Здесь начинают происходить витиеватые превращения – влюблённые хаотично меняются между собой под влиянием волшебства. Постепенно все пары осознают свою всепоглощающую любовь, и история заканчивается хеппи-эндом – пышными и многолюдными свадьбами.
Джордж Баланчин, знакомый со «Сном в летнюю ночь» с раннего детства (он танцевал маленького эльфа на сцене Мариинского театра), выбрал нетривиальный путь для своей постановки: весь шекспировский сюжет он уместил в первый акт, а во втором представил публике роскошные танцы в духе русской балетной школы. И если в первом акте складывается впечатление спешки и некоторой небрежности с элементами шутовства и карикатуры (вычурный влюблённый осёл, наигранное заламывание рук, гротескное проявление эмоций), то во втором акте зритель словно попадает на сказочный бал, где всё гармонично, отточено, эталонно.
В первом акте, где разворачиваются шекспировские страсти, на самом деле страстей как будто не хватает. Достаточно холодной выглядит Титания (Элеонора Аббаньято), отчасти нейтральным Оберон (Уго Маршан). Любовный четырёхугольник, претерпевающий метаморфозы, – Гермия (Летиция Пюжоль), Лизандр (Алессио Карбоне), Елена (Фанни Горс), Деметрий (Одрик Безар) – слишком увлекается борьбой и забывает, что танцует в комедии. Один лишь Пак (Эмануэль Тибо) своей лёгкостью, прыгучестью и интриганством в совокупности с глупостью веселит публику.
Недостаток игривого настроения компенсируют вторая часть: положительных эмоций, воздушных движений, очаровательных поворотов и поз здесь в достатке. Почти час радостного, праздничного, яркого балета под известные и не очень музыкальные фрагменты Мендельсона в исполнении кордебалета Парижской национальной оперы кажутся волшебной музыкальной шкатулкой, которую можно в любой момент остановить, а затем вновь завести, но она не собьётся, а продолжит ритмично и идеально танцевать.