Пьеса Джона Осборна «Оглянись во гневе» считается той бомбой, которая взорвала привычный респектабельный мир английского театра, рассчитанного на такого же респектабельного и благополучного зрителя. Осборн вывел на сцену «неудобные» темы и стал основоположником движения «Рассерженных молодых людей» (их называют также «драматургами кухонных раковин»), ощущавших необходимость открыто говорить о проблемах английского общества 50-х годов, его социальных и политических изъянах.
На первый взгляд пьеса – обычная бытовая драма. События, в ней происходящие, не выходят за рамки банального «любовного треугольника», отягощенного бесконечными истериками главного героя. В крошечной однокомнатной квартирке живет чета Портеров: Элисон – тихая мышь из приличной семьи, Джимми – молодой человек из низов, без определенных занятий, ненавидящий все вокруг. Его бесконечные злобные тирады обращены ко всему на свете, от чайной чашки до правительства. Но главная мишень, конечно же, жена. Буфером между этими людьми становится тихий сосед Клифф, а катализатором хоть каких-то действий – подруга Элисон – Елена, чье мазохистское желание обладать Джимми и привело к образованию треугольника.
Почему целое поколение сочло пьесу рупором свободы, а главного героя – «своим парнем», вопрос риторический. Джимми Портер, мягко говоря, отвратительная личность, а говоря современным языком – обычный абьюзер. С садистским удовольствием он измывается над близкими, истерит и кривляется, и нельзя с точностью определить – сущность это или медицинский диагноз.
Пьеса построена таким образом, что, по сути, представляет собой монолог главного героя, в который изредка вплетаются реплики других персонажей. Роль Джимми Портера с одной стороны – подарок для актера, бесконечный простор для воображения, игры и импровизации. Но с другой – работа на грани возможного – и физически, и психологически.
На сцене театра им.Ермоловой в «жертву» Джимми Портеру режиссеры Олег Меньшиков и Сергей Окунев принесли актера Андрея Мартынова. Статный молодой красавец с развивающимися кудрями и точеным лицом заставляет замереть девичьи сердца, но с каждым произнесенным им словом становится все сложнее не выскочить на сцену и не придушить Джимми Портера на глазах у изумленной публики. Дело не только в словах, пластический рисунок роли не менее выразителен: актер ни на секунду не останавливается, напоминая марионетку, которую постоянно дергает невидимый и нетерпеливый хозяин. Его кидает из стороны в сторону, ноги и руки кажутся не принадлежащими этому телу, а на лице – весь спектр эмоций. Кто же он: талантливый сумасшедший, человек «под кайфом», фанатичный проповедник или несчастный большой ребенок – раскусить Андрея Мартынова невозможно. Временами в нем можно обнаружить даже Чацкого, хотя герой Грибоедова вряд ли смог бы представить себе подобное поведение, а познакомившись с Джимми наверняка охарактеризовал бы его какой-нибудь оскорбительно-красивой фразой, вроде «редчайшей сволочи чистейший образец».
В противовес главному герою и его ненависти к окружающему миру, художник-постановщик Мария Митрофанова создает на сцене мир спокойный и уютный, состоящий, кажется, из миллиона приятных мелочей. Для любого нормального человека это желанный мир. Идеальный дом для влюбленных, мерцающий теплым светом из мансардного окна, наполнен мягкими коврами и подушками, книжными полками и фотографиями на стенах, фарфоровыми чашечками и кружевными салфетками. И пусть все это немного потрепанное, но близкое и настоящее.
Такая же настоящая и многострадальная Элисон – молчаливая жертва домашнего тирана. Желание позлить благополучных родителей обернулось для нее катастрофой, и теперь она – блеклое приложение к гладильной доске, настолько бесхарактерное, что вместо предполагаемой жалости вызывает только раздражение. Сыграть такого персонажа ничуть не проще, чем буйнопомешанного Джимми. Полина Синильникова находит бесконечное число оправданий своей героине, благодаря чему Элисон если и не выходит на первый план, то, по крайней мере, находит в пространстве, заполненном главным героем, возможность пробиться к зрителю.
Зритель, тем временем, уже близок к мысли об убийстве с отягчающими обстоятельствами: Джимми – за то, что говорит, Элисон – за то, что молчит, Клиффа – за то, что он бесхребетный тюфяк, Елену – за коварство. Предполагая такое развитие событий, режиссеры все же дают публике выдохнуть, выводя на сцену забавный живой оркестр à la français. Спасение длится недолго, но музыка очаровывает и не дает окончательно лишиться человеколюбия. Кстати, Джимми любит джаз, может быть, его хотя бы за это полюбить?
Вряд ли любовь Джимми к джазу стала решающей для Елены, когда она обнаружила в себе болезненную страсть к чудовищу. Героиня Вероники Сафоновой вполне разумна, целеустремленна и сильна, тем не менее, и она становится жертвой очаровательного негодяя. Вовремя сообразив, что из успешной актрисы и независимой женщины она превращается в копию Элисон, Елена сбегает, восстанавливая статус кво.
Сбегает и Клифф (Максим Теняков), найдя более-менее благовидный предлог. Даже этому добрейшему человеку становится не под силу должность «мальчика для битья». Последний раз он пляшет под дудку Джимми, исполняя с ним куплеты о средствах массовой информации, смывает клоунский грим и уходит.
Уходит и зритель, хотя мысленно уйти от увиденного невозможно. Эмоциональный накал не позволяет просто закрыть за собой дверь. Представьте, что вы ехали на велосипеде, и на огромной скорости упали и проехались всем телом по асфальту. Вроде и не сломали ничего, но кожа еще долго будет болезненно пульсировать. Спектакль уходит от социально-политических тем, заложенных Осборном (хотя при желании и их можно найти), и делает акцент на человеческих отношениях, на психологическом насилии, о котором в современном мире стало возможным говорить вслух. Как распознать в харизматичном красавчике Джимми Портера и не стать его жертвой? И как самому не стать Джимми Портером?
А жена к нему все-таки вернулась. Знакомо, правда?