Говоря о жанре басни, невозможно не вспомнить Эзопа — греческого философа, автора множества коротких нравоучительных историй в прозаической форме. Вот только о личности баснописца сохранилось куда меньше достоверных сведений, ведь жил он еще за 5-6 веков до нашей эры.
Поэтому образ Эзопа окутан мистической дымкой легенд и домыслов, которые известный поэт-песенник Николай Денисов превратил в пьесу «Ночная басня про любовь». Именитый композитор Максим Дунаевский добавил к ней пронзительной музыки, а режиссер Исаак Штокбант искусно перенес историю на сцену. Так в 2017 году в театре «Буфф» родился мюзикл «Эзоп» с заслуженным артистом России Мурадом Султяниязовым в главной роли.
Действие начинается на рынке, где продавец рабов Зенон (Николай Скоромников) кнутом без всяких пряников заставляет свой «товар» улыбаться и петь для привлечения клиентов. Юный невольник Гнатон (Андрей Подберезский), силой разлученный со своей невестой Мелитой (Анна Лищенко), привлекает своим пением внимание философа Ксанфа (з.а. РФ Евгений Александров), который как раз ищет слуг для своего дома. Нравится покупателю и молчаливый, но сильный раб Эфиоп (Евгений Березкин), а на сдачу достается еще и дерзкий калека Эзоп.
Уродливый раб становится слугой его жены — фантастически прекрасной и своенравной Елены (Виктория Заболотная). И довольно быстро выясняется, что за ироничными ремарками и гримасами Эзопа скрываются острый ум и доброе сердце, а в его душе полыхает жажда свободы. Этим беззастенчиво пользуется его хозяин, раз за разом обещая отпустить своего раба, если тот поможет ему разобраться с очередной проблемой.
Мудрость и внутренняя сила Эзопа неожиданно подчеркивают глупость и трусость Ксанфа в глазах Елены, и та вдруг видит истинную сущность обоих мужчин. Любовь бурной волной обрушивается на хозяйку и ее слугу, заставляя их отчаянно терзаться сомнениями. Эзоп никогда не рассчитывал на взаимную страсть, мечтал только сбросить оковы раба, но теперь жизнь коварно ставит его перед мучительным выбором: любовь или свобода, свобода или любовь. Никаких «и», только «или». И острый ум тут уже не поможет.
Декорации и костюмы между тем крупными штрихами рисуют картину Древней Греции, а контрастный свет расставляет все нужные акценты. Так история Эзопа по мере повествования оказывается вовсе не легкой и веселой басней с кратким нравоучением в конце, а многослойной драмой с пронизывающей душу музыкой и еще более эмоциональным финалом. Можно долго размышлять о причинах выбора баснописца, спорить с его решением или соглашаться с ним, однако уйти из зала равнодушным после этого спектакля просто нельзя. Мурад Султаниязов и его герой такого выбора зрителю не оставляют.