«Фигаро здесь, Фигаро там». Кто в своей жизни не слышал этой фразы? Известная опера итальянского композитора Джоаккино Россини не теряет своей популярности уже много лет, вновь и вновь воплощаясь на театральных площадках. С 2008 года свой вариант этого шедевра играют в Новой Опере. Постановка Элайджа Мошински переносит действие в начало XX века, добавляет сюжету кинематографичности, подчёркивает вневременность человеческих проблем, а цирюльника Фигаро лишает ведущей роли в разрешении жизненных неурядиц.
Зритель не увидит на сцене Севильи, и географически, пожалуй, может представить себе любой другой город или даже страну (если не будет зацикливаться на итальянском языке). Минимализм декораций (сценография и костюмы – Энн Тилби) заостряет максимализм вопросов, которые предстоит разрешить героям: как добиться торжества любви вопреки воле обстоятельств, власти денег, коварства интриг? Котелки, трости, чёрно-белый шахматный фон вызывают ассоциации с Чарли Чаплиным и немым кино, яркие цвета платьев и костюмов, причудливая цирюльня Фигаро переносит нас куда-то в 1920-1930-е годы, граф Альмавива и его сподручные выглядят будто итальянская мафия, заехавшая в город провернуть свои тёмные делишки, а военная форма отсылает к временам накануне второй мировой войны.
Разрешение любовной интриги здесь берёт в свои руки и не отпускает граф Альмавива (Алексей Татаринцев). Фигаро (Александр Мартынов) – лишь его сподвижник, советник, который обладает талантом рождать самые необычные, креативные идеи. Благодаря ему граф делает то, до чего бы никогда не додумался, но всё же явно принимает решения и действует сам. При этом влюблённый и самоотверженный граф не теряет очарования. Исполняя серенады, вступая в перепалки со своим соперником доктором Бартоло, объясняясь в любви Розине, он проявляет себя как чувствительный и страстный герой. В голосе проскальзывают и томность, и настойчивость, и сладость.
Фигаро – опытный делец, убедительный собеседник и просто прекрасный цирюльник. Впрочем, и поёт он превосходно. Манера общения Фигаро так доверительна, что он найдёт подход и к аферисту Бартоло, и к увлечённому графу Альмавива, и к виновнице любовной интриги – красавице Розине (Анастасия Лепешинская), довольно независимой и самостоятельной, что проскальзывает в каждом жесте, в каждой ноте. Она никак не собирается терпеть неравный брак, в который её пытается втянуть Бартоло. Она не ропщет перед испытаниями, а пытается найти выход из сложившейся ситуации.
Очень яркими вышли образы Бартоло (Борис Жуков) и дона Базилио (Сергей Артамонов). Они замысловато плетут свои интриги, чувствуют своё превосходство и вседозволенность, считают возможным вершить судьбы других, но тем неожиданней их разочарование от того, что кто-то может их перехитрить. Безусловно, динамичности, некой суеты и насыщенности добавляют спектаклю массовые сцены – будь то посетители доктора или полицейские на улице. Город со своими жителями становится действующим лицом любовной истории, и переживает и ликует вместе с главными героями.