С любовью, мужчины… Спектакль «Тестостерон»

Во время просмотра этого спектакля не просто разрешается разворачивать шоколадку или карамельную конфету, за что в «обычном» театре наказывают испепеляющим взглядом и недовольным цоканьем, а даже поощряется. «Только кушайте бесшумно», – широкая улыбка появляется на лице режиссëра. Здесь выбор не ограничивается стандартными напитками, поступают предложения отведать «крепкого». А ещë на каждом столике – бутерброды с паштетом. За одним уже отламывают второй кусочек пиццы, на другой буквально за пару минут до начала действа ставят шоты. Спектакль, как вы уже успели догадаться, необычный. В первую очередь по форме. Знакомство с историей происходит в ресторане «Дача Гашека». С особой заботой о зрителе: к комфортной обстановке добавляется наглядное погружение в мир внутренних переживаний героев, предвосхищающих наступление момента, когда жизнь разделится на до и после. К микрофону выходит Евгений Балтин: «Я – режиссëр того, что вы сегодня увидите». А увидят зрители спектакль «Тестостерон» по одноимëнной пьесе Анджея Сарамоновича

Фото: Александра Дёма

Длинный, накрытый до самого пола белой скатертью стол. Воздушные шары золотого и серебряного цветов. «Knock knock knockin’ on heaven’s door» – звучит одна из самых известно-трогательных песен американского исполнителя Боба Дилана. Зрителю дают подсказку: сегодня – точно особенный день. И провести его нужно по-особенному. «Добрый вечер, дорогие друзья! Добро пожаловать в наш ресторан на праздник в честь двух влюбленных сердец, которые скрепляют в этот торжественный день свой союз узами брака!» – приветствует зрителей конферансье. Теперь не остаëтся сомнений – вы на свадьбе! А вот и официант Титус (Александр Мишунин) появляется у праздничного стола. На первый взгляд – ничего диссонирующего. Но ведущий не оставляет зрителей наедине с «правильным» впечатлением об этом человеке. Уже на второй взгляд – Титус ждëт от весëлого застолья оставленных без внимания тарелок с салатами и бокалов с шампанским. Конферансье вновь добавляет пару слов, не давая зрителям возможность сформировать окончательное мнение. На третий взгляд – Титус не по своей воле замешан в некой истории и сегодня – еë развязка. Важное открытие пока прячется от глаз официанта. История, непосредственными участниками которой становятся зрители, приобретает важное значение для каждого из героев. Правда вот уже две минуты… пять… десять… А жениха и невесты нет. Ни вместе, ни по отдельности. Конферансье предлагает громко покричать «поздравляем» – вдруг позывной сигнал сработает. А вместе с тем предупреждает: «Некоторых актëров так заносит, что они могут нецензурно выразиться». 

Фото: Александра Дёма

На сцену, вернее к праздничному столу выходят отец и друг жениха – Ставрос (Георгий Николаев) и Червь (Евгений Бадамшин), музыкант Фистах (Константин Соколов) и журналист Третин (Руслан Гагиев). Последнего заносят. Нет, он не опьянëн радостными эмоциями и волнительным ожиданием и, если уж заземлиться, крепким алкоголем. Лицо Третина в крови. Состояние не лучшее, чтобы бодро идти самому. Главарь «банды» – Ставрос. Властный, резкий, отталкивающий своей напыщенностью. Но глубоко внутри неуверенный в себе человек. И несчëтное количество женщин только убеждает зрителей в этом. «В жизни каждого мужчины наступает момент, когда его сын женится, – исполненным гордости голосом произносит Георгий Николаев. – В такие минуты принято говорить о красоте невесты, о еë заботе, ласке, – с заметной долей рефлексии продолжает он. – В общем, обо всëм в честь нормальной (актëр интонационно выделяет это слово) невесты. Но жизнь – это не роман в тонкой обложке, где всë единорожно-розовое, это лотерея. За эту лживую женщину! – поднимает бокал». Зрители в ожидании невесты. Пока ещë не до конца понимают, в чëм дело: где молодожëны, как провинилась девушка и почему Третин в крови. Атмосфера накаляется. И если зрители уже успели «пропитаться» торжеством, то главным героям к праздничному настроению идти и идти… 

Фото: Александра Дёма

Актëры постепенно раскрывают карты. Обладателя самой сильной масти зрители узнают в финале. Первую карту на стол! В спектакле играют исключительно мужчины. Исполнительницы главной женской роли нет. Однако количество упоминаний невесты столь велико, что создаëтся ощущение, будто она не просто здесь присутствует, а влияет на ход событий. Вы могли часто слышать фразеологизм «без пяти минут». В данной ситуации он особенно уместен. Невеста отвечает отказом на вопрос, который по умолчанию предполагает однозначное «да» в качестве ответа. С еë стороны никаких объяснений. Поэтому жениху Корнелю (Эрик Галлямов) остаëтся нырнуть в пространство возможных вариантов причин такого поступка. Можно лишь догадываться, сколько времени провел бы герой в поисках «сокровища», если бы не одна зацепка – тот самый Третин, которого на руках занесли в банкетный зал. Вторую карту на стол! «Алиса сказала, что не может выйти замуж за Корнеля, потому что любит вас», – обращается к журналисту Червь. И это притом, что Третин с невестой лично даже не знаком. Это их первая встреча. Всë усложняется и одновременно упрощается тем, что он женат и воспитывает дочь. Звучит абсурдно, но герои абсолютно серьëзны, даже встревожены. Такой расклад событий никого не устраивает. Теперь зрители знают предысторию конфликта, с результатом которого они ознакомились вначале. Позже к гостям присоединится брат жениха (в прошлом жениха, а в настоящем – молодого человека с разбитым сердцем) Януш (Александр Туравинин). Теперь все мужчины в сборе. Неслучившаяся свадьба помогает случиться глубоким разговорам. О любви, конечно. Итак, зрители знакомятся с мужской стороной этого вопроса. 

Фото: Александра Дёма

Герои вспоминают встречи с девушками: с теми, кто, как шторм, переворачивающий корабли в море, за считанные секунды может вскружить голову – первая категория; и с теми, кто, словно надëжное, ровное пламя, приятно согревает по сей день – вторая. «Система ценностей женщин отличается от нашей катастрофически! Всему виной – тестостерон», – подытоживают мужчины. Размышляя вслух, они будто приближаются к пониманию природы «любовных вещей» и становятся психологически взрослее. Проявление отцовской любви или нелюбви (как каждый зритель определит для себя сам) – этому вопросу в спектакле уделяется особое внимание. Действующие лица истории: Ставрос, Януш и Корнель. Получается терапевтично, поскольку каждый высвобождает накопленную боль. «Ты никогда не умел общаться с женщинами», – слышит Ставрос от сыновей. В ответ – предложение провести эксперимент. Пожалуй, действенный способ познания себя и второй половинки. Зрители смотрят на романтические отношения глазами мужчин и, минуя стереотипы, погружаются в чувственный мир гораздо глубже, чем можно представить изначально. Плюс один к карме режиссëра за такой опыт!

Фото: Александра Дёма

Третью карту… Уже туз! Туз на стол! Вернëмся вновь к Ставросу. Нет, не к отсутствию нежности и тепла с его стороны. Фокус на неразрывной связи с каждым героем. «Отец, везде оставивший свой след», – обида вперемешку со злостью в голосе Александра Туравинина. Для Януша – боль, а для другого персонажа, с которым зритель уже хорошо знаком, – счастье. «Найти своих и успокоиться» – вот объяснение. Это и есть подсказка, которая приводит зрителя к обладателю третьей карты, а если быть точнее, то помогает понять, каким образом перемешали колоду, что туз оказался именно у него! Неожиданное завершение свадьбы: одна потеря и одна находка. А какой праздник без сюрпризов? Главное, чтобы гости не боялись неизвестности, а если и боялись, то совсем чуть-чуть, потому что за ней – открытия. Важно выбрать правильный настрой. Взять его с собой и просто прийти. А дальше всë увидите и услышите сами! 

Автор Алеся Воронова