Теодор Курентзис представит в Москве свою версию «Зимы священной» Десятникова

Теодор Курентзис и musicAeternaвезут в Москву новую программу — два симфонических произведения: «Смерть и просветление» Рихарда Штрауса и «Зима священная 1949 года» Леонида Десятникова. Требующие расширенного состава музыкантов партитуры будут исполнены в сотрудничестве с Московской консерваторией при поддержке генерального партнера musicAeterna — банка ВТБ. Концерты пройдут в зале Зарядье 25 и 26 мая.

фото: Антон Завьялов

Оба симфонических произведения — «Смерть и просветление» Рихарда Штрауса и «Зима священная 1949 года» Леонида Десятникова — написаны на исходе веков XIX и XX соответственно и часто рассматриваются как некое резюме творческих исканий в этом жанре. Симфоническая поэма Штрауса с подачи Ромена Роллана вошла в историю музыки как «одно из самых волнующих произведений». Сочинение Десятникова традиционно называют масштабным вокально-симфоническим полотном. Впрочем, таковым, по правилам концептуалистской игры, оно только прикидывается. Написанная на стихотворный текст советского учебника английского языка для пятиклассников 1949 года издания симфония полна иронии, цитат, аллюзий и иносказаний. 

Масштаб этой вещи, ее монументальность — мнимые, потому что эти тексты, бессмысленные и беспощадные в своей абсурдности, совершенно не провоцируют на размышления о чем-то значительном. Хотя, конечно, они тщатся быть чем-то большим, чем они являются. Это в некотором роде кукольный театр, в котором маленькая куколка мнит себя властелином мира.

Леонид Десятников, композитор

Результат работы с одной из наиболее значимых партитур конца ХХ века представят оркестр и хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса совместно с симфоническими и хоровыми коллективами Московской консерватории. Их руководители — профессора Анатолий Левин, Алексей Рудневский, Александр Соловьёв, доцент Вячеслав Валеев — готовили студентов к выступлению. Мастер-классы и дополнительные репетиции со студентами провели концертмейстеры musicAeternaи главный хормейстер Виталий Полонский. 

Творческие связи Теодора Курентзиса и Московской консерватории имеют давние корни. Еще в середине 2000-х годов наш Камерный хор под руководством Бориса Тевлина принимал участие в исполнении «Реквиема» Верди, опер в концертном исполнении с Теодором Курентзисом за дирижерским пультом. В 2018 году состоялась встреча маэстро с Симфоническим оркестром студентов Московской консерватории в памятной программе с Седьмой симфонией Бетховена и Первым скрипичным концертом, где солировал один из блистательных наших выпускников Айлен Притчин. Поэтому нынешнее приглашение студенческих коллективов консерватории — хора и оркестра — видится как продолжение уже сложившихся традиций. Участие в исполнении сочинения Леонида Десятникова «Зима священная» и симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Смерть и просветление» даст возможность молодым музыкантам получить бесценный опыт, увидеть изнутри, как работает Теодор Курентзис, как добивается перфектного качества.

Александр Соколов, ректор Московской консерватории

Концерты пройдут в зале Зарядье 25 и 26 мая. Программа будет вновь исполнена 10 июня на открытии Международного Дягилевского фестиваля в Перми.

БИЛЕТЫ