«Я театральный человек и всегда буду этим заниматься». Интервью с актрисой и режиссёром театра ТДМ Екатериной Дубакиной

Екатерина Дубакина – известная актриса и уже опытный режиссёр. В июне исполняется месяц с рождения независимого театра ТДМ (Театр Дело Молодых), а также 10 июня состоится второй показ премьерного спектакля «Марьино поле». Мы поговорили с Екатериной об изменениях в творческой жизни, а также о планах на будущее.

Фото: Анастасия Трошина

Екатерина, Вы активно играли в театре, очень много снимались, в какой момент Вашей насыщенной жизни появилось желание создать независимый театр?

Примерно два года назад, потому что на тот момент в театре на Малой Бронной я уже выпустила два спектакля в качестве режиссёра («Самоубийца», «Квартира Коломбины»), и появилось ощущение, что среди артистов этих спектаклей много общего, что мы единомышленники. Нам захотелось обрести независимое направление. Хотя на тот момент это были ещё мечты, задумки на будущее. Всё должно начинаться с названия, со спектакля.

Почему выбрали такое название – ТДМ (Театр Дело Молодых)?

Я часто говорю эту фразу, да и многие режиссеры это высказывают. Самое важное, что дело не в возрасте, а в том, что молодость – синоним энтузиазма. Мы никогда не заработаем много денег, мы никогда не станем очень известными, играя в театре, это правда. В нас горит общая идея, нам важно, о чём мы говорим.

Фото: Анастасия Трошина

Интересно узнать о команде театра: это актёры из разных театров или люди, с которыми Вы уже много лет вместе?

Мы все из одного театра, работаем много лет. В театре ТДМ делаем всё сами: грим, костюмы, реквизит. Важно помогать друг другу, быть неравнодушным к процессу. Такой альтруизм. Нельзя быть инертным. Сейчас артисты театра – Юлиана Варшавская, Таисия Ручковская, Ольга Вяземская, Дмитрий Варшавский, Максим Шуткин, Артём Губин, Андрей Терехов, но к нам в дальнейшем присоединятся ещё артисты. 

С какими трудностями пришлось столкнуться при выборе площадки для показа спектаклей? Культурный центр ЗИЛ пошёл навстречу, или Вы сами их нашли?

Нам повезло, нам помог Иван Макаревич (арт-директор центра). Ване понравился спектакль «Самоубийца», и он принял нас в КЦ ЗИЛ, так как ему нравится команда. Также нам помог Евгений Худяков (театральный продюсер), мы с ним уже делали спектакль «Дети ворона». Ещё мне по душе сама площадка, я люблю чёрные театральные коробки, как сейчас принято говорить — blackbox.

Фото: Анастасия Трошина

Уже много спектаклей поставлено Вами – расскажите, какая сторона Вам ближе: актриса или режиссер?

Актёрская профессия моя первая, она мне очень нравится. В какой-то момент захотелось создавать свой мир, и приглашать в него артистов. Раньше на репетициях всегда бурлил мыслительный процесс, и я поняла: «Если у тебя есть идеи, ты знаешь, как может быть точнее, то бери и делай сама». Сейчас быть в положении создателя мне интереснее и ближе.

Вы когда-нибудь думали стать педагогом в театральном институте?

Совсем недавно я преподавала в театральной школе «АплАрт» у детей, подростков, это интересно, возможно я продолжу. В диалоге с детьми мне быть несложно. Со следующего года буду преподавать во ВГИКЕ на режиссёрском факультете у А.А.Эшпая. Будем работать вместе с моим педагогом В.И.Бабичевой, которая ещё меня учила.

Фото: Анастасия Трошина

Первый спектакль в театре ТДМ — «Марьино поле» Олега Богаева. Расскажите про выбор пьесы.

Найти пьесу — самое сложное. Месяцами ищешь и все не то, а потом попадается та самая. На карантине нашлась пьеса «Марьино поле», меня очень тронула тема, и ещё я поняла, что материал очень хорошо раскладывается на нашу команду артистов. Сейчас никого ничем не удивишь, а вот именно тем, что у тебя болит и волнует – можно. Ещё никто не рассказывал так, как расскажешь ты.

Вы недавно встретились с автором пьесы, что сказали друг другу?

Олег живёт в Екатеринбурге, спектакль не смотрел, возможно, получится осенью. Я бы очень хотела, чтобы автор увидел спектакль, высказал своё мнение. Олег поделился, что много слышал положительных отзывов. Мы очень рады, что наш театр начался именно с этой пьесы. Она о верности, преданности, героизме – нас этот материал очень трогает.

Фото: Анастасия Трошина

Какие идеи на будущее в развитии ТДМ?

В планах есть спектакль для детей. В следующем сезоне в принципе планируется как минимум ещё два спектакля. Самое главное – наша команда, без неё ничего не будет. Меня наша компания очень вдохновляет, нам вместе интересно.

Ваш родной театр – театр на Малой Бронной – какая сейчас атмосфера в театре? Какие Вы находите перспективы для себя?

С театром меня уже ничего не связывает, я просто доигрываю спектакли. В театре поменялось художественное направление, театр развивается. Для меня данная ситуация не является трагедией. Я знаю, что я театральный человек и всегда буду этим заниматься. В данном случае меня совсем не интересует, будет ли это зал на 1000 мест или на 50. Важно, чтобы спектакль был про людей, мы попадали в сердца. Сейчас кто-то может и посчитать это ретроградством, но я не соглашусь, для меня это самое сложное и важное – о чём говорить со зрителем. У меня с театром, как с явлением, свои отношения, они очень прочные и вечные. Всегда надо идти вперёд.

Фото: Анастасия Трошина

Вы уже сыграли свою роль мечты? Какие театральные работы Вы бы ещё добавили в своё портфолио?

Я думаю, что чего-то грандиозного я ещё не сыграла. Раньше переживала из-за этого, сейчас нет. Все-таки на данный момент меня больше интересует создание спектаклей. Могу сказать, что мои самые любимые роли в спектаклях «Самоубийца» и «Дети ворона». Актёрская профессия – зависимая. Если ты нужен – зовут, если нет – никакие усилия не помогут. Я полагаюсь на судьбу. Сходить с ума по поводу ролей это пагубно для ментального здоровья.

Иногда в спектакле режиссёр и актёр – это один человек. Как Вы к этому относитесь?

Мне кажется, что это странно, надо делать что-то одно. Свои амбиции я обслуживать точно не буду. В спектакле «Самоубийца» я играла роль, она мне подошла по амплуа, так получилось. Артисту нужен режиссёр, и наоборот. Всегда нужен взгляд со стороны. Утолять актёрские амбиции – мелкая цель, это не вдохновляет. Меня вдохновляют наши артисты театра ТДМ, мне комфортно в этой ситуации.

Фото: Анастасия Трошина

Интересно Ваше мнение о современном театре – какой социальной составляющей не хватает сейчас театру? Какие темы мало затрагивают?

Я очень много ходила в театры, в пандемию смотрела всё онлайн, сейчас реже смотрю. Не берусь давать такие глобальные комментарии, но мне совсем не близки концепции «от ума». Здорово, когда эффекты, технические изобретения соединены с человеческой историей, тогда есть смысл. Мне, как зрителю, интересно, когда меня что-то трогает, а если это умственный ребус, то в меня это не попадает. Мне близка «жизнь человеческого духа», как писал К.С.Станиславский. Можно бесконечно исследовать человека, и мы всё равно его полностью не поймём.

Насколько сильна роль театра в жизни людей?

Эффект от спектакля всё же иной, чем от кино, потому что есть живое присутствие и сочувствуешь герою острее. Присутствие здесь и сейчас – магия театра. Эмоции, переживания, чаще всего болезненные, так как драматургия основывается на драматических элементах. Поход в театр всегда запоминается. Считаю, что у нас очень культурная и театральная страна. В каждом городе, заметьте, есть центральная площадь, Дом Правительства и театр. У нашего народа есть потребность в театре.

В одном интервью Вы сказали, что пополняете ресурс дома, любите тишину, спокойствие. Назовите свои любимые занятия, хобби.

После того как вышла замуж очень полюбила готовить, хотя раньше никогда этим не занималась. Сейчас даже пеку сама чёрный хлеб. Готовка успокаивает, в ней много творчества. Книги, да. Всегда надо быть в поиске пьесы. Недавно прочитала 50 современных пьес, но я не могу никак понять, неужели это интересно, так хочется найти что-то современное и про людей. Я готова прийти к свету через тьму, но не надо постоянно говорить, что всё плохо-плохо, это и так известно.

Фото: Анастасия Трошина

Как Вы относитесь к критике? Читаете ли отзывы зрителей? Важно ли Вам это?

Мнение зрителей важно, потому что мы для зрителей открываем занавес. К критике отношусь спокойно, даю право не разделять мою точку зрения. Практически никогда ничего не меняю в постановках: у меня нет случайных ходов, каждому существованию артиста, музыке, паузе, перемене света, мизансцене есть объяснение, логика. Всё аргументировано.

Сейчас наступает пора поступлений. Что могли бы посоветовать будущим студентам?

Студентам советую понять, поступают ли они, потому что хотят связать жизнь с этой профессией, либо просто сложно поступить в другие вузы. Кто-то думает, что это так легко просто рассказать басню, прочитать прозу. Профессия сложная. Если вы готовы играть спектакли не в Москве, в другом городе, где никто не будет вас знать, играть в подвале, играть ради идеи, тогда точно надо поступать. В нашем мире, чтобы стать известным, уже не надо поступать в театральный вуз, можно просто стать блогером. Надо быть всегда готовым к тому, что может ничего не получиться. К подготовке в вуз советую подойти ответственно, за неделю ничего не учить. Понять, что у тебя болит, рассказать об этом через материал. Расскажите про себя, ведь «Всё было, кроме вас», как говорил А.А.Гончаров.

Беседовала Ольга Парфёнова

Визажист: @angelina_makeup

URL List