Краткость — сестра не только таланта, но и настоящей комедии. Небольшая пьеса «Доктор философии» сербского драматурга Бранислава Нушича объединила мотивы «Недоросля» Фонвизина и «Отцов и детей» Тургенева, но получилась скорее веселой и по-доброму поучительной, а не менторски назидательной.
Спектакль по этому произведению «L’amour по-сербски» в петербургском театре «Буфф» остался во многом верен оригинальному тексту, хотя режиссер-постановщик, заслуженный артист России Михаил Смирнов явно сместил акцент в сюжете и добавил оригинальные детали. Так история 1936 года заиграла новыми красками в 2012 году и с тех пор продолжает радовать новых зрителей.
Действие вращается вокруг Животы Цвийовича — богатого господина, который полагает, что всё в этой жизни можно купить, вопрос лишь в цене. Также он считает, что для счастья и уважения в обществе его сыну Милораду просто необходим диплом доктора философских наук. Вот только отпрыск оказался недостаточно смекалист для учебы, и папеньке пришлось отправить под именем сына в университет бедного, но смышлёного паренька Велимира.
План сработал, и спустя несколько лет в семье Цвийович появился желанный диплом, радующий, видимо, только господина Животу. Милорад живет в свое удовольствие: по ночам кутит с певичками в ресторанах, спит до обеда и как-то не собирается думать об успешной карьере или удачной женитьбе. Отцу снова приходится брать всё в свои руки и искать сыну подходящую невесту, в чем ему помогает обаятельный и изворотливый господин Благое — брат его жены Мары.
На пути нового плана возникает множество препятствий, которые растут как снежный ком. В доме Цвийовичей одновременно оказываются чудаковатый университетский профессор, чужие жена и внук, решительные дамы-благотворительницы из детского дома, сами несчастные сиротинушки, темпераментная сваха и мошенники-свидетели.
Эта пестрая компания создает калейдоскоп уморительных ситуаций по всем канонам жанра комедии положений. А хлесткие фразы, курьезные сцены и музыкальные номера, отсылающие к современности, только добавляют юмора происходящему. Чего стоит один сиротский хор, который вдохновенно выводит знаменитую «Богемскую рапсодию» группы «Queen»! Хотя и лирических музыкальных моментов хватает, когда дело касается настоящих чувств между героями. При этом в спектакле не забывают о сербской культуре: здесь есть и народная музыка, и колоритные танцы, а персонажи носят костюмы с национальными элементами.
Что же объединяет всё происходящее на сцене? Любовь! Именно на неё режиссёр смещает идейный фокус. Любовь побеждает все противоречия между родителями и детьми, сметает языковые барьеры и побеждает внутренние страхи, связывает людей в одну большую семью. Собственно, поэтому спектакль и называется так романтично: «L’amour (она же любовь на французском) по-сербски», ведь быть доктором наук не так важно, как любить и быть любимым.