Спектакли Константина Богомолова. Ко дню рождения режиссёра

В эту чудесную летнюю пятницу день рождения отмечает Константин Юрьевич Богомолов – художественный руководитель Театра на Малой Бронной, режиссёр, актёр, поэт, человек, без которого сложно себе представить современный российский театр. Обладая уникальным режиссёрским методом, Богомолов может и изящно поставить на сцене известную пьесу, и дерзко обличить пороки современности, и мастерски совместить в спектакле, казалось бы, несовместимое. С его лёгкой руки театральные новости выходят в ТОП Яндекса, а в театр попадают далеко не театралы. Мы представляем подборку спектаклей режиссёра.

МХТ ИМ. А.П. ЧЕХОВА, МОСКВА

«Идеальный муж. Комедия» (премьера – 10 февраля 2013 года)

Спектакль по мотивам произведений Оскара Уайльда переносит зрителей в Россию 2010-х, которая готовится к Олимпиаде, принимает законы о запрете гей-пропаганды и всё больше погрязает в коррупции. Оживающий на сцене мир чиновников и столичной богемы подчёркивает, как далёк этот слой населения от народа. Впрочем, спустя несколько лет после премьеры этот резонансный для своего времени спектакль уже смотрится как лёгкая сатира на дела давно минувших дней.

«Карамазовы» (премьера – 26 ноября 2013 года)

Спектакль-хит по мотивам романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», в котором присутствуют детективная интрига, сложный клубок взаимоотношений отцов и детей, религиозные искания и разговор о нашей действительности. Здесь можно подпевать русской попсе, смотреть настоящие фильмы ужасов, наблюдать за работой отечественных ментов, попасть под чары чертей. Пять часов действия пролетают настолько незаметно, что сложно поверить в то, что это были пять часов.

Спектакль «Карамазовы». Фото: Екатерина Цветкова

«350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» (премьера – 26 ноября 2016 года)

История любви, измен и интеллектуальных поединков по пьесе Вуди Аллена. Здесь смешаны элементы психоанализа, абсурда, отстаивания своей правоты, которая чужда окружающим, а всё это приправлено юмором и выразительностью. Спектакль играет звёздный ансамбль (Марина Зудина, Александра Ребенок, Игорь Верник, Андрей Бурковский), при этом в нём нет главной роли, главные здесь все.

«Мужья и жёны» (премьера – 14 июня 2017 года)

Сценическая версия знаменитого фильма Вуди Аллена «Мужья и жены», где в поле исследования режиссёра попадает семейная жизнь с кризисами и их преодолением. Несколько героев пытаются переустроить свою личную жизнь, но сталкиваются с новыми открытиями и разочарованиями, а действие в форме лирико-драматической комедии идеально подходит для романтического вечера.

Спектакль «Мужья и жены». Фото: Екатерина Цветкова

«Три сестры» (премьера – 30 мая 2018 года)

История чеховских сестёр Прозоровых пролетает также быстро, как пролетает жизнь. В ней всё неповторимо, неподражаемо и безэмоционально. Здесь абсолютно все устали копошиться в своём ежедневном «дне сурка» и живут просто по инерции, не проявляя живого интереса ни к новой работе, ни к новому мужчине, ни к внезапной смерти, а фраза «Надо жить!» звучит скорее саркастически, чем оптимистически.

ТЕАТР НА МАЛОЙ БРОННОЙ, МОСКВА

«Бесы Достоевского» (премьера – 25 декабря 2020 года)

«Режиссёрский опыт прочтения прозы Достоевского и результат полемического диалога с автором». Темы известного романа обросли дополнительными сюжетами и смыслами, в сюжетную канву идеально вписалась российская современность с трешовыми ток-шоу на ТВ и шутками про похорошевшую Москву, наталкивающая на отдельные философские размышления – о любви к человечеству, о надежде, о жизни и смерти.

«Дядя Лёва» (премьера – 23 июня 2021 года)

Спокойный, тихий, нежный спектакль по пьесе «Покровские ворота» Леонида Зорина. Постановка – дань уважения к истории театра (пьесу впервые поставили в Театре на Малой Бронной в 1974 году), и своего рода полемика с популярным советским фильмом.

Спектакль «Дядя Лёва». Источник фото: соцсети театра

ЭЛЕКТРОТЕАТР СТАНИСЛАВСКИЙ, МОСКВА

«Волшебная гора» (премьера – 2 октября 2017 года)

Самая отпугивающая рядового зрителя постановка режиссёра. Действие по мотивам одноимённого романа Томаса Манна далеко от привычного драматического представления: почти нет текста и взаимодействия героев, минимализм в декорациях и костюмах, но много настоящего чахоточного кашля. Досидевшие до конца представления ломают голову над вопросом: «Что хотел сказать автор?». Но размышлять там действительно есть о чём.

ТЕАТР ОЛЕГА ТАБАКОВА, МОСКВА

«Чайка» (премьера – 8 марта 2014 года)

Тонкая классическая постановка известной пьесы Антона Чехова, на которой как рыба в воде себя чувствуют выпускники филфаков, знакомые с литературной критикой творчества драматурга. История обитателей усадьбы Сориных подана как сокровенная, за ней наблюдаешь будто невзначай, но чувствуешь трагедию каждого героя.

«Волки и овцы» (премьера – 15 октября 2009 года)

Действие пьесы Александра Островского перенесено в первую половину XX века и напоминает шахматный турнир на чёрно-белой доске, где герои мечутся между двух огней, переобуваются на лету и не могут провести грань между хорошим и плохим.

Спектакль «Волки и овцы». Источник фото: сайт театра

ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, МОСКВА

«Теллурия», (премьера – 7 февраля 2019 года)

Спектакль-читка нескольких обособленных сюжетов из одноимённого романа Владимира Сорокина, где простые мизансцены и минималистичная сценография образуют модель мира, описанную в романе.

БДТ ИМ. Г.А. ТОВСТОНОГОВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«Слава» (премьера –8 сентября 2018 года)

«Пьеса о хороших людях» – так определил жанр спектакля сам режиссёр. Постановка по пропагандисткой пьесе Виктора Гусева переносит в идеальный советский мир с безоблачным небом, где искренне влюбляешься в каждого героя и без оглядки веришь каждому слову. Своей работой режиссёр будто говорит, что качественно сделанная пропаганда никогда не наведёт на мысль о том, что это всего лишь пропаганда.

Спектакль «Слава». Источник фото: сайт театра

ТЕАТР «ПРИЮТ КОМЕДИАНТА», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«Преступление и наказание», (премьера – 24 марта 2019 года)

Элегантная и минималистичная постановка романа Фёдора Достоевского, где ключевые сюжетные линии романа разыграны в виде нескольких диалогов и монологов. Текст из эмоционального превратился в спокойный, но не утратил сути: каждый герой ведёт насыщенный разговор с самим собой, спрятав переживания внутри себя.

«Лир», (премьера – 23 сентября 2011 года)

Спектакль по мотивам трагедии Шекспира «Король Лир», текст которой виртуозно смиксован со множеством литературных и философских источников. Действие разворачивается в 1941-1945 годах на просторах Москвы, Подмосковья, Ленинграда, Берлина и оккупированных территорий. Посвящённый концу света спектакль очень интересно описывать. Но его нужно смотреть, текст слушать, отгадывать загадку за загадкой, осмысливать метафору за метафорой.

Спектакль «Лир». Источник фото: сайт театра

«РУССКАЯ АНТЕПРИЗА ИМЕНИ АНДРЕЯ МИРОНОВА», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«Одиссея 1936», (премьера – май 2019 года)

Спектакль по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», сюжет которой стал всенародно любим после выхода фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Режиссёр Богомолов отправляет героев в своё путешествие во времени, где соединяются комедия, фарс и драма.

ПЕРМСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, ПЕРМЬ

«Кармен», (премьера – 6 апреля 2021 года)

Местом действия становится предреволюционная Одесса, где Кармен возглавила Одесский комитет партии… Режиссёрская фантазия сотворила много метаморфоз с героями и судьбой, не обошла стороной, например, эмансипацию или расцвет кинематографа, а из трагедии сделала комедию.