Наступает Международный день «важнейшего из искусств» – кинематографа! Издавна человечество питает необъяснимую и загадочную слабость к завораживающим движущимся картинкам cinema. Не меньший интерес всегда вызывал сам процесс их производства, недаром вокруг любой открытой съемочной площадки собираются толпы зевак.
Для нашей кинорубрики мы отобрали фильмы про то, как делают кино. Мы собрали киноленты старые и новые, известные и позабытые, объединенные двумя важными моментами: превосходными актерскими и режиссерскими работами и тем, что «кинокухня» в них идет не первым планом, а параллельно главной истории. Ведь без увлекательного наблюдения за напряженной хроникой развития героя хорошего кино просто не бывает!
Сначала коснемся вечности. Один из лидеров киноклассики, великий фильм великого режиссера – «8 1/2» Федерико Феллини.
Не надо искать секрет его названия в кинопроизводстве. Это всего лишь порядковый номер киноработ Феллини. Ко времени «8 1/2» (1963) он успел снять шесть полнометражных, два короткометражных фильма и один совместный с Альберто Латтуадо.
Фильм целиком и полностью направлен внутрь героя – режиссера Гвидо Ансельми (Марчелло Мастрояни). Муки творчества вкупе с неразрешенными жизненными ситуациями, фантазии, видения, сомнения и метания, постоянные неотступные мысли о работе приводят героя на грань исступления. Больше всего на свете ему хочется сбежать со съемочной площадки задуманного фильма. Правдивый и глубоко метафоричный рассказ о том, как невозможно трудно и страшно бывает нажать на кнопку старта великого дела, даже если знаешь, что потом начнется захватывающий созидательный процесс.
В 1952 году на мировой экран выходит американский фильм-мюзикл «Поющие под дождем». Режиссерами картины стали Стэнли Донен и Джин Келли, который и сыграл в нем главную роль.
Фильм прославила вовсе не рассказанная в нем история, а в первую очередь блестящие музыкальные и танцевальные номера. Песни Насио Херба Брауна, вмиг ставшие бессмертными хитами, были написаны не специально для мюзикла, а в разное время и по другим поводам.
Американский степ, лежащий в основе всех танцевальных номеров фильма, до сих пор является одним из самых редких, сложных и красивых жанров танца, который во все времена охотно использовался в музыкальном кино.
Несмотря на тривиальный сюжет, американские кинокритики называют «Поющих под дождем» «автобиографией Голливуда», поскольку в картине представлена самая значительная перестройка в области киноискусства – переход от немого к звуковому кино.
Похожая тема была использована в 2011 году режиссером Мишелем Хазанавичусом в черно-белом фильме «Артист». Обладая более сложной драматургией, фильм акцентируется на судьбе артиста, чья карьера пошла на спад из-за появления звука в кино. Таких историй в Голливуде 30-х было немало. Фильм «Артист» получил 10 номинаций на премию «Оскар» и победил в пяти, включая «лучший фильм», «лучшую режиссуру», «лучшую мужскую роль» (Жан Дюжарден). Картина собрала также солидный урожай наград на престижных киноконкурсах.
В 1970 году режиссер Глеб Панфилов снимает на киностудии «Ленфильм» свою вторую картину «Начало». Дебютный фильм «В огне борода нет», в котором ярко проявился талант молодого постановщика и его будущей жены, актрисы Инны Чуриковой, в большой прокат не попал.
Пара мечтала снять фильм о народной героине Франции Жанне д’Арк, но идея не получила одобрения кинематографического руководства. Тогда Глеб Панфилов сделал «фильм в фильме» в котором рассказал историю становления актрисы, попавшей в кино из-за ткацкого станка и проявившей себя, как талантливая и перспективная артистка.
Ткачихе Паше Строгановой из маленького городка неслыханно повезло – заезжий режиссер предложил ей сыграть в настоящем кино роль Жанны д’Арк. Трудности кинопроизводства совпали с неудачей в личной жизни, но актриса почувствовала свою силу и призвание. В одном из кадров, выразительно глядя в камеру, героиня Инны Чуриковой прямо говорит о том, что она станет большой артисткой, и этот режиссерский ход оказался провидческим. Недаром картина заканчивается не традиционной фразой «Конец фильма», а оптимистичным словом «Начало».
Один из лучших фильмов о производстве кино – американская мультижанровая картина «Трюкач» основательно подзабыта, а зря. В 1978 году не очень «раскрученный» режиссер Ричард Раш собирает команду для съемок фильма по одноименному роману Пола Бродера. Главную роль, режиссера Илая Кросса, он предлагает известному голливудскому неудачнику Питеру О’Тулу, имевшему к тому моменту пять номинаций на «Оскар» и ни одной статуэтки.
Беглый преступник Кэмерон случайно попадает на съемочную площадку и заменяет погибшего каскадера. Герой оказывается во власти манипулятора Кросса, который ради своей картины готов на многое. Кэмерон уверен, что режиссер – маньяк, задумавший вставить в фильм документальные кадры его гибели.
Номинированный в шестой раз на «Оскара» великий Питер О’Тул снова остался без награды, но сыграл в «Трюкаче» одну из самых лучших ролей в своей карьере.
Из большого набора различных номинаций на фестивалях, фильм получил только заслуженный «Золотой глобус» за невероятный саундтрек Доминика Фронтира.
Прекрасной наградой создателям фильма стал отзыв режиссера Франсуа Трюффо, который на вопрос: «Кто ваш любимый режиссер?» ответил: «Я не знаю его имени, но вчера вечером я смотрел его фильм «Трюкач».
Свой второй полнометражный фильм «Солнце, снова солнце» режиссер Светлана Дружинина поставила в 1976 году по повести Дмитрия Холендро «Свадьба». В рыбацкий поселок Аю приезжает съемочная группа, чтобы снять путину. Однако солнечная погода отпугивает рыбу, она уходит на дно. Режиссер ставит условие – героем картины станет тот капитан, который вернется с самым большим уловом. Красавец-бригадир молодежной бригады Сашка Таранец, влюбленный в гордую рыбачку Тоню, скрывает от товарищей большой косяк рыбы и один возвращается в колхоз с уловом. Ему нужно стать лучшим для того, чтобы понравиться Тоне. Сойдя на берег, Сашка попадает в лучи съемочных софитов, но понимает, что незаслуженная слава не может принести ему счастья.
Фильм не стал заметным явлением в творчестве режиссера Дружининой, но имеет ряд несомненных достоинств. Прежде всего, это впечатляющий саундтрек: запоминающиеся вокальные партии на музыку Юрия Саульского и стихи Евгения Евтушенко исполнил молодой Александр Градский. Наиболее популярным стал «Марш кинематографистов» — «Мы все киношники, мы пламенное племя».
Главную роль в фильме исполнил танцовщик Большого театра Борис Грошиков, поэтому его герой стал удалым танцором. В картине приняли участие и другие танцовщики Большого, не занятые в летних гастролях, поэтому фильм, наполненный солнцем, музыкой и танцами, смело можно отнести к одному из крепких советских мюзиклов.
Телесериал Валерия Тодоровского «Оттепель» (2013) также по праву можно отнести к фильмам о захватывающей работе «фабрики грез».
Желая рассказать о юности своих родителей, о тонком и плодотворном периоде «оттепели» в искусстве, режиссер и сценарист задумал также показать извилистые пути кинематографического процесса от и до: от зарождения идеи сценария до воплощения ее в жизнь.
Юная студентка Марьяна Пичугина влюбляется в звездного оператора-денди Виктора Хрусталева. В Марьяну, встреченную случайно, в свою очередь влюбляется молодой режиссер Егор Мячин и приглашает студентку-химика на главную роль в новой картине. Так Марьяна и Виктор оказываются в одной съемочной группе. Для девушки съемки в фильме становятся борьбой за свою любовь, для оператора – серьезной проверкой его человеческих качеств.
Увлекательные подробности киносъемочной жизни, прекрасный актерский ансамбль, заглавная песня-шлягер Константина Меладзе делают «Оттепель» одним из лучших фильмов в карьере Тодоровского-младшего.
Самым честным «кино о кино» стал мультипликационный фильм Федора Хитрука «Фильм, фильм, фильм» (1968).
Тот, кому довелось хоть раз оказаться в составе съемочной группы, даст голову на отсечение, что в остроумной мультипародии на процесс кинопроизводства нет ни кадра выдумки.
Закон подлости, творческие муки, профессиональные и личные конфликты на площадке, эффект неожиданности и прочие «случайные неслучайности» сопровождают «кухню» рождения любого фильма. Недаром режиссер – герой вышеупомянутого фильма Глеба Панфилова «Начало», сразу после съемок отправился в санаторий поправлять здоровье. Несмотря на обычный адский производственный график съемок и постоянные непреодолимые препятствия в работе, каждый киношник охотно подпишется под словами знаменитой песенки из мультфильма «Фильм, фильм, фильм» – «Профессий много, но прекрасней всех – кино…»