17 января на малой сцене Театра Наций состоялась премьера спектакля «Прыг-скок, обвалился потолок». В основе постановки – сценарий советского кинодраматурга Геннадия Шпаликова, известного всей стране как автор сценария фильма «Я шагаю по Москве».
«Мы попытались адаптировать кинематографический сценарий под театр и попасть в удивительную атмосферу автора, ведь Шпаликов — уникальный драматург: тонкий, живой, глубокий, эмоциональный и открытый, редкий, настоящий, – поясняет режиссер Марина Брусникина, – «Прыг-скок, обвалился потолок» – это цепь жизненных наблюдений о любви, нелепости, об ошибках, которые совершаем, и все равно о любви к людям».
История простой советской семьи во многом автобиографична, в ней много созвучных автору ситуаций, мыслей, бытовых и смысловых примет времени. Обыкновенное происшествие, случившееся в маленькой ячейке общества, до того знакомо, что кажется и думать тут не о чем, все и так понятно. Жили-были мама (слесарь), папа (слесарь) и дочка (еще не слесарь). Папа, как водится, после работы захаживал в пивной ларек, а мама следила, чтобы не перебирал. Но однажды это хождение закончилось трагедией: папа все-таки перебрал, мама вызвала милицию, и папу упекли.
Рассказ ведется от лица девочки Ксении (Александра Урсуляк), именно на нее в большей степени обрушивается фактически двойное горе (мама посадила папу). Ее попытки справиться с болью и описывает автор, можно сказать, он пытается представить что будет, ведь через два месяца после завершения работы над текстом, Шпаликов, страдавший от алкогольной зависимости, покончил с собой, оставив жену и 11-летнюю дочку.
Именно Александра Урсуляк стала движущей силой спектакля. Кажется, она действительно «перепрыгнула» в возраст своего персонажа, вытащив на белый свет своего внутреннего ребенка. Яркие, чистые, не обремененные еще взрослыми правилами детские эмоции, актриса обрушивает в зал, прикрывая местами проседающую динамику постановки (хронометраж – 2.30 без антракта).
Созвучно материалу, визуально спектакль решен в кинематографической эстетике (художник Полина Бахтина). Приметы времени даны схематично, в практически пустом пространстве изредка возникают то ковер, то трюмо с кактусом, то одинокий фонарь, то граненый стакан. Основной акцент сделан на свет (художник по свету Максим Бирюков), его рисунок меняет пространство и настроение, перенося героев из бассейна в отделение милиции, из подвала на улицы города.
Кажущееся ностальгическое настроение, подкрепленное с детства знакомыми песнями, развеевается вневременными смыслами, заложенными в спектакль. Все старо как мир. И тогда, и теперь человеческие поступки обрушивают человеческие жизни, тот самый потолок, который обвалился от слишком частых «прыг-скоков». Любовь, какой бы сильной она не была, не может победить глупость и гордыню. Нашла коса на камень, а потом еще раз, и еще… и нет этому конца и края.