Афиша Государственного музея А.С.Пушкина не ограничивается выставками и экскурсиями: здесь проходят научные заседания, конференции, концерты и детские творческие мероприятия. Есть и своя музейно-театральная программа. Если вы ищете чего-то нового, но в поиске не готовы уходить далеко от классики, то формула «музей + театр» вам наверняка понравится. 13 апреля в рамках проекта был показан спектакль «Малек-Адель» по произведениям И.С.Тургенева. Рассказываем о постановке и её создателях.
Проекты на стыке жанров и форм вносят разнообразие в культурную жизнь города и часто формируют устойчивые сочетания. Так, например, крепко подружились музей и театр, создав одно из самых интересных направлений междисциплинарного искусства. В Государственном музее А.С.Пушкина музейно-театральное направление развивается уже почти 20 лет. Проект стартовал под названием «Открытая сцена» в 2003 году, когда Музей Пушкина в усадьбе Хрущёвых – Селезнёвых на Пречистенке открылся после масштабной реставрации. С тех пор в здании музея было показано около десятка спектаклей, объединённых общей концепцией – игровым форматом и контекстом музея дворянской культуры, в котором всё связано с Пушкиным и его современниками.
Один из спектаклей проекта – «И.С.Тургенев. Малек-Адель». Премьера состоялась в августе 2018 года и была приурочена к 200-летию Тургенева и открытию после реставрации Дома-музея И.С.Тургенева на Остоженке. Сценическую версию и постановку сделал режиссёр и драматург Андрей Беркутов, выпускник мастерской Марка Захарова на режиссёрском факультете ГИТИСа. В списке его работ – спектакли в Театре ГИТИС, Омском академическом театре драмы, Театре драмы и комедии на Камчатке, Молодёжном театре Алтая и Московском театре Армена Джигарханяна. Все 20 лет Андрей Беркутов был бессменным художественным руководителем музейно-театрального проекта Государственного музея А.С.Пушкина.
За основу постановки «Малек-Адель» режиссёр взял два тургеневских рассказа из цикла «Записки охотника» – «Чертопханов и Недопюскин» и «Конец Чертопханова» – о представителях патриархального дворянства первой половины XIX века. Спектакль идёт на небольшой сцене концертного зала Музея. Задумка предполагает минимум декораций и реквизита, высвобождая место для режиссёрской фантазии и актёрской импровизации. Атмосферу создают диван, рояль, стул и два артиста. И исторические костюмы: их придумал известный российский модельер Кирилл Гасилин, ученик Александра Васильева и создатель бренда Cyrille Gassiline, в коллекциях которого отчётливо прослеживается страсть к винтажным силуэтам и историческим деталям.
По форме «Малек-Адель» – камерный спектакль, но от традиционного театра малой формы его прежде всего отличает оптика. Отношения между участниками процесса здесь выстроены не от театрализованного действа – к зрителю, а от единства литературного материала и музейной экспозиции – к посетителю музея. Литературно-музейный материал представлен в виде интеллектуального сторителлинга, когда история рассказывается в игровой форме с использованием подручных материалов. Потому на сцену вынесены классические обитатели музейных помещений – музыкальные инструменты, мебель и предметы обихода «тех времён», а артисты, как экскурсоводы, «ведут» группу по выставке, живо и артистично рассказывая историю и время от времени выхватывая с полок экспонаты.
Два актёра, Павел и Данила Рассомахины, знакомые многим по ролям в ЦДР, Театре Наций, Гоголь-Центре и «Модерне», играют не только заглавных героев, но и всех, кого вводит в повествование Тургенев, включая цыганку Машу и коня Малек-Аделя. (Сомнений нет: братья запросто сыграли бы диван и рояль, если б перед ними стояла такая задача.) Без преувеличений и перегибов каждый сценический образ получается уникальным и узнаваемым. Где-то взглядом и поворотом головы, где-то повышением тембра голоса, где-то сменой темпоритма создаются абсолютно разные характеры и судьбы. Аккуратно следуя за авторской мыслью, Данила и Павел балансируют между смешным и страшным, веселят без комикования и грустят без пафоса. В руках талантливых «экскурсоводов» легко оживают литературные экспонаты: так рюмка становится моноклем, покрывало – цыганской шалью, а струны рояля – голосом подозрения и разочарования. Внешнее сходство близнецов Рассомахиных приобретает особое значение в паре Чертопханов–Недопюскин, которых Тургенев сделал совершенно непохожими друг на друга.
Создатели спектакля не просто соединили музей и театр ради необычного кросс-жанрового удовольствия. Им удалось выполнить важную для музея и театра задачу – соединить прошлое и настоящее: передать литературную и историческую достоверность эпохи и раскрыть через персонажей суть человека, не меняющуюся веками.
Показ артисты посвятили памяти режиссёра Андрея Беркутова, который ушёл из жизни в феврале этого года.