Кто не обсуждал пронизанный театральностью постмодернистский фильм «Анна Каренина» или не видел сказочного «Влюблённого Шекспира»? Кто не собирался в РАМТ на девятичасовой «Берег утопии» или ничего не слышал о пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»? Человек, создавший тексты этих шедевров – Том Стоппард – драматург, сценарист, переводчик, обладатель многочисленных литературных, театральных и кинопремий, в том числе «Оскар», «Золотой Глобус», «Золотой лев» Венецианского фестиваля. Ему сегодня 85 лет!
Том Стоппард (настоящее имя Томаш Штраусслер) родился 3 июля 1937 года в городе Злин (бывшая Чехословакия). В 1939 году, спасаясь от нацистов, его семья перебралась в Сингапур. В 1942 году, незадолго до вторжения Японии в Сингапур, вместе с братом и матерью он переехал в Индию. Его отец, не успев выехать вместе с ними, погиб. В 1945 году мать вышла замуж за британского офицера Кэннета Стоппарда и переехала с ним и двумя сыновьями в Англию. Сыновья взяли фамилию отчима.
В 1954 году Том Стоппард стал репортером различных бристольских газет, где в числе прочего писал о кино и театре. С 1963 года он начал работать театральным критиком в журнале «Сцена» (Scene) в Лондоне под псевдонимом Вильям Бут (William Boot). Журнал просуществовал всего семь месяцев, однако за этот краткий период будущий драматург посмотрел 132 спектакля. В первой половине 1960-х Стоппард написал ряд радиопьес, некоторые из которых были поставлены, не принеся ему, однако, популярности.
В 1966 году Стоппард создал пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», принесшую ему мировую славу. С тех пор его пьесы не сходят со сцен всего мира, а сам автор почитается едва ли не самым знаменитым из живущих английских драматургов. Произведения Стоппарда совмещают в себе черты театра абсурда, философского диспута, кассовой комедии. Рассмотрим несколько широко известных пьес драматурга.
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1966) рассказывает о событиях, описанных в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет», с точки зрения двух второстепенных персонажей – Розенкранца и Гильденстерна. Помещение жалких героев в центр действия подтверждает мысль Стоппарда: человек всего лишь незначительный персонаж в великой драме бытия, контролируемой непостижимыми силами. Литературоведы отмечают немало сходств этой пьесы со знаменитой пьесой Беккета «В ожидании Годо».
Получившая неоднозначные рецензии пьеса «Прыгуны» (1972) отличается сложным чередованием разных тем и стилей: в ней присутствуют элементы детектива, фарса о супружеской неверности и философского исследования.
«Травести» (1974) – смесь разных стилизаций, парадоксов, политической и интеллектуальной истории. Действие происходит в Цюрихе в марте 1917 года, где в одно и то же время жили Джеймс Джойс, Тристан Тзара, Владимир Ленин и Надежда Крупская. Сюжет разворачивается через воспоминания главного героя, также реального исторического лица, Генри Кара, прямо или косвенно пересекавшегося с этими известными личностями.
В 1982 году Стоппард предложил публике одну из своих самых признанных пьес «Отражения, или Истинное» (в другом переводе «Настоящее), где нет ни слова о политике, зато много слов о любви. Язвительный и забавный показ проблем и разных вариантов любовных отношений и обязательств укрепил репутацию Стоппарда как яркого и остроумного писателя, мастера пародии.
Действие пьесы «Аркадия» (1993) разворачивается в английской усадьбе в XIX веке, а затем резко сменяется 1990-ми годами. Отношения и работа двух учёных из наших дней переплетаются с жизнями обитателей их дома и событиями, происходившими 180 лет назад. В пьесе сквозит мысль о бренности человеческого существования.
«Берег утопии» (2002) – трилогия, объединённая темой становления национального самосознания России и выбора пути исторического развития страны на рубеже XIX–XX веков. Начинаясь в России, действие пьесы продолжается во Франции и заканчивается в Англии, действующими лицами являются Бакунин и Белинский, Герцен и Огарёв, Тургенев и Чаадаев, а также их семьи, друзья и знакомые.
Ещё одна историческая пьеса «Рок-н-ролл» (2006) начинается с «Пражской весны» 1968 года и завершается концертом The Rolling Stones в 1990 году. Главные герои пьесы – реально существовавшие и лично знакомые Стоппарду чешские музыканты из группы Plastic People of the Universe. По словам самого автора, «в пьесе упомянуто внутреннее противоречие между самой идеей поп-культуры, которая должна быть культурой мейнстрима и стремиться к большинству, и тем, что эта музыка становится музыкой меньшинства, тех, кто хочет вывести себя за пределы системы».
Пьеса «Леопольдштадт» (2018) посвящена геноциду еврейского населения Европы в годы Второй мировой войны и основана на личном переживании драматургом трагедии первой половины XX века. Частично автобиографическая пьеса обязана своим названием еврейскому кварталу Вены, в котором проживают многочисленные герои – четыре поколения зажиточной семьи Мерц-Якобовичей.
В русский театр пьесы Тома Стоппарда пришли только после перестройки. Это связано с тем, что перевод всемирно известной пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» осуществил Иосиф Бродский, выдворенный в 1972 году из СССР. Первым в России поставил эту пьесу режиссёр Евгений Арье на Малой сцене Театра Маяковского. Среди других известных постановок пьес Стоппарда в России – «Аркадия» (режиссёр – Сергей Голомазов, Театр на Малой Бронной), Rock’n’roll (режиссёр – Адольф Шапиро, РАМТ), «Отражения, или Истинное» (режиссёр – Олег Тополянский, Театр им. А.С. Пушкина), «Берег утопии» (режиссёр – Алексей Бородин, РАМТ).
Кроме пьес, драматург написал немало киносценариев, самые знаменитые из которых – для фильмов «Бразилия» (1985), «Влюблённый Шекспир» (1998), «Анна Каренина» (2012).
В 1990 году Стоппард выступил в качестве кинорежиссёра, экранизировав свою пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Многоопытное жюри прославленного Венецианского фестиваля единодушно присудило ему одну из самых значимых в мире кинонаград – «Золотого льва». Случай уникальный: театральному драматургу удалось создать идеальную, совершенную киноверсию собственной пьесы, воплотить на экране свой стиль, свой почерк, свою интонацию.
Что посмотреть в Москве?
«Влюблённый Шекспир», Театр им. А.С. Пушкина, режиссёр – Евгений Писарев
«Проблема», РАМТ, режиссёр – Алексей Бородин
«Леопольдштадт», TheatreHD, режиссёр – Патрик Марбер