5 октября на сцене Дворца на Яузе состоялась премьера спектакля «И вас с наступающим!» У этой постановки бродяжья судьба: когда-то спектакль игрался в «Современнике», из запасников которого и перекочевали на новую сцену декорации, сейчас он перешел под опеку Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова. В новой версии сменился актерский состав и слегка обновились акценты, но это по-прежнему пьеса и постановочная работа актера, режиссера и драматурга Родиона Овчинникова.
Камерная пьеса на двух героев и нескольких второстепенных персонажей разыгрывается в одной локации и одной сложноустроенной декорации: на сцене исправно ходит вверх-вниз настоящий лифт, точно идут часы и нарядно выглядит парадная дорогого дома.
За несколько часов до Нового года на лестничной клетке встречаются два актера-однокурсника. Далее все, как в сказке или, наоборот, как в жизни: оказывается, герои любили одну и ту же женщину, никогда прежде не дружили между собой, имеют кардинально противоположные жизненные взгляды и позиции, но в глубинах своей таинственной русской души оба «одинаковы с лица», как и полагается людям, выросшим «на одних букварях».
История вовсе не искрится фейерверками предстоящего праздника, хотя внешний предновогодний антураж на сцене присутствует. Искру действия высекают бесконечные диалоги двух главных героев: Михаила Громова (Сергей Гармаш) и Кирилла Цандера (Игорь Скляр). Первый акт целиком они стоически и нервически «выносят» на сцене одни, не потопляя в массиве текста зрительский интерес, вызывая сочувствие, смех, желание примерить на себя этот чужой кусок жизни, так похожий на свой собственный.
Кирилл Цандер – успешный, знаменитый телеведущий, с подарками возвращается с работы домой и обнаруживает, что его жена Маша забрала дочь и уехала, оставив мужу накрытый праздничный стол. Суть долголетнего конфликта супругов остается туманной даже после их многочисленных телефонных переговоров. Кирилл выдвигает в подъезд стол, на котором вместо традиционного шампанского почему-то стоит нетрадиционная в рамках предстоящего торжества бутылка водки. Ему очень нужно выпить, но интеллигентское воспитание не позволяет сделать это в одиночку. Тут-то и выходит из лифта подходящий собутыльник – дед Мороз с подарком для дочки телеведущего.
Актеры создают образы, пользуясь «прямыми» отсылками к зрительским представлениям о героях. Кирилл – тихий, воспитанный еврей, у которого все на свете схвачено и охвачено нужными связями и, кажется, даже желать ему уже нечего. Михаил – громогласный и прямолинейный неудачник, твердо уверенный в своей правоте везде и всегда. На первый взгляд, их не объединяет ничего, кроме общего прошлого, в котором была Маша, выбравшая из двоих соискателей руки удачливого еврея Цандера.
Уже покинувшие средний возраст мужчины, так истово стремятся доказать друг другу некую несуществующую правоту, что становится понятно – их внутренний кризис вовсе не зависит от количества прожитых лет. Он находится в плоскости личностной несостоятельности, неуверенности, неосуществленности желаний. Кризис взрастает на ниве все более близкого неопределенного конца, неизбежности сомнений в осмысленности прошлого и настоящего существования.
Актерский «бенефис» дуэта Гармаш – Скляр, очень точного интонационно, продолжается и во втором акте, уже «разбавленный» присутствием других персонажей. Сосед Бельский (Владимир Большов) вносит яркую игровую ноту в слишком правдивый и царапающий душу спор героев. Драматург Родион Овчинников, пытаясь охватить как можно больше жизни, «рисует» в пьесе социальный срез общества, вводя в спектакль представителей всех его слоев: от потомков князей Бельских до бомжа, роль которого совсем по-горьковски обозначена как Человек (Александр Кахун).
Главные герои спектакля за два часа до Нового года невольно проживают еще одну жизнь, шагая через свое собственное прошлое, сталкиваясь то с ветераном войны (Владимир Суворов), то с совсем юной парой влюбленных (Янина Третьякова, Николай Ефремов). Ветеран, персонаж символичный, трогающий самую совестливую струнку души. Молодежь, едва влюбившись, уже не находит взаимопонимания. Зато их юношеский максимализм дает героям-актерам шанс устроить хоть чью-то судьбу и вместе с тем прочувствовать мудрость опыта прожитых лет и свою кому-то нужность.
За этот вечер воспоминаний и выяснений два немолодых человека будто бы повзрослели изнутри. С каждым следующим шагом событий и с каждым движением стрелки часов на стене, они приближаются не только к Новому году, но и к самим себе – таким разным и таким одинаковым. Один декламирует Тарковского, второй поет «Комарово», но не оттого, что Громов – талантливый русский артист с несложившейся судьбой, а Цандер – продавшийся шоу-бизнесу актеришка. Эта нехитрая мысль витает где-то рядом, но она была бы крайне примитивна для характерности персонажей. Просто их объединяет время юности, где и поэзия Арсения Тарковского, и шуточная песенка про поэтическое Комарово пересекаются также, как пересеклись в пространстве парадной двое – каждый со своим «сундуком» нажитого добра и недобра.
Легкого «шампанского» настроения спектакль не обещает, несмотря на его новогоднее название. Будет и весело, и грустно, ведь каждый зритель сможет узнать в судьбах героев пьесы что-то личное. И, конечно, порадоваться встрече с любимыми артистами.