Удивительный человек, воин и писатель Аркадий Петрович Гайдар оставил нам в наследство чудесный, почти святочный рассказ о Чуке и Геке. Много поколений бывших детей гадают, что же это за странные имена у этих мальчишек и как их зовут на самом деле?
22 декабря в прокат вышла новая экранизация этого произведения под названием «Чук и Гек. Большое приключение». Первая версия для большого экрана режиссëра Ивана Лукинского появилась в 1953 году и, надо сказать, до сих пор она смотрится с непритворным и неприторным умилением.
Режиссёр Александр Котт ожидаемо «подогнал» новый вариант картины под вкусы и понимание современных зрителей – и больших, и маленьких. Так и рождается «семейное кино», в котором каждый находит для себя, чему обрадоваться, за что попереживать и, главное, о чëм вспомнить.
Два брата-озорника Чук и Гек (Андрей Андреев, Юрий Степанов-мл.) живут в Москве с мамой-певицей (Юлия Снигирь) в бесконечном ожидании встречи с папой-геологом (Владимир Вдовиченков), который чаще бывает в тайге, чем дома. К Новому году папа приглашает семью к себе, в далёкий край за Синими горами. И всё бы хорошо, но уже подготовленную поездку нужно отменить – папа срочно уходит в геологическую партию и высылает домой телеграмму, которую хулиганистые мальчишки не показывают маме. Так и начинается большое приключение с поездкой в неизвестность.
Картинка фильма (оператор Петр Духовской) раскрашена сочными красками, что сразу придает сказочности и святочности истории. Режиссёру удаётся сохранить баланс между ретро-сюжетом (рассказ вышел в 1939 году) с милыми подробностями далёкого советского прошлого и непременной привязкой к привычному визуальному ряду современных зрителей, выросших на диснеевских сказках. Тёплая зимняя одежда Чука, Гека и их мамы, хотя и напоминает по крою пальто и ушанки из тусклых времён советской лёгкой промышленности, но всё же яркостью материй выбивается в наше время весёленьких цветов и псевдо-ретро стиля. Может и не зря маму сделали артисткой? Ведь тогда понятно, что наряды она шьёт у личной портнихи, потому и похожа больше на немецкую фрау, чем на советскую маму из коммуналки.
Впрочем, в цельности стиля картине не откажешь. Озорная, смешная, местами по-настоящему страшная и тревожная, немного сказочная – в ней всё, как и полагается в новогоднем рассказе. В сюжете почти нет ухода от гайдаровской фабулы, но есть соединение со сказами Павла Бажова (да и Синие горы, вернее всего, Урал) и частично с историей детства Ариадны Павловны Бажовой, дочери уральского сказочника и жены Тимура Гайдара – сына писателя.
Развитие сюжета, которое поначалу представляется излишним, уводящим реальную и жизненную историю в мир фэнтези, потом оправдывается вполне, так как является частью детских фантазий и сна маленького Чука. Зато именно такой сюжет может увлечь современных ребят, выросших не на искусстве соцреализма, а на рождественских голливудских фильмах. Бережное соединение «нашего» с «ненашим» вырастает в довольно симпатичное новогоднее семейное кино.
Стоит отметить и актёрский состав, который не подвёл: Юлия Снигирь виртуозно играет строгость и любовь мамы двух мальчишек, дети-актëры по обыкновению невероятно органичны, хороши в эпизодах Игорь Письменный и Наталья Коляканова в ролях соседей по коммуналке, не забыть и бравого усатого офицера Тимофея Трибунцева. Владимиру Вдовиченкову досталась самая «картонная» роль положительного папы семейства, но каким ещё и быть любящему папе в святочной истории?
Новые «Чук и Гек» точно не испортят праздничного настроения любителям поддержать его у киноэкрана. Кому же хочется жизненной правды и наилучших воспоминаний из собственного советского детства, остаётся старый, чёрно-белый, но тоже очень славный и душевный фильм 1953 года с улыбчивой Верой Васильевой в роли мамы.