Летний зной, деревенская тишина, лениво-тягучее время, долгие, приятные беседы и… перевернутый с ног на голову мир, кипящие эмоции, невыносимость бытия. Все это – «Месяц в деревне» Ивана Сергеевича Тургенева. Современники не оценили произведение драматурга, критики считали его несценичным, а цензурный комитет и вовсе запретил пьесу в первоначальном варианте. Даже горячая поклонница таланта Тургенева – актриса Александринского театра – Мария Савина, выбравшая «Месяц в деревне» для своего бенефиса, попросила писателя разрешения сократить текст. Тургенев, живший тогда в Париже, прислал любезный ответ: «Согласен, но сожалею, так как пьеса писана не для сцены и не достойна вашего таланта».
Писатель был слишком строг к себе, ведь все герои пьесы – это яркие образы, которые могут стать подарком для любого артиста. И пусть история, на первый взгляд, проста, в ее глубинах таятся движения человеческой души, понятные и интересные каждому. В основе пьесы – любовный четырехугольник. Жена помещика Ислаева – Наталья Петровна – влюбляется в Алексея Беляева, учителя своего сына. К 21-летнему студенту неравнодушна и Верочка – юная воспитанница хозяйки дома. В другой петле этого узла – давний друг дома Ракитин, безнадежно влюбленный в Наталью Петровну.
В Театре Луны эти узелки бережно распутывает режиссер Павел Сафонов, предоставляя зрителю возможность увидеть и понять как хрупок и неустойчив внутренний мир человека. В команде спектакля: художник Константин Розанов, художник по костюмам Тамара Эшба, художник по свету Руслан Майоров. В главной роли – Ольга Ломоносова.
В преддверие премьеры, которая состоится 20 января, Павел поделился с нами своими мыслями о спектакле.
«Мне хочется, чтобы Тургенев (и наш спектакль) стал для зрителя путешествием по миру чувств, в котором самое главное – это необходимость любви. Сейчас очень много жесткости, а эта усадьба – островок какой-то беззаботности, даже при всех внутренних конфликтах и человеческих несовершенствах. Это разговор о чистоте, наивности, и не только Верочки, но и Натальи Петровны. Открытие для себя любви в любом возрасте – для меня разговор о необходимости иногда и вдруг выныривать из будней в другую плоскость. Мне хочется об этом говорить и рассматривать, в этом много поэзии. Ты просыпаешься утром, тебя впереди ждет длинный день, в котором есть чуть забредшая влюбленность или сильное чувство, которое может в итоге перевернуть жизнь. Главным образом эти вещи подтолкнули меня к пьесе, но в ней есть и другие мысли. У Тургенева, как и у любого классика, внутри любой незатейливой ситуации есть философия жизни, на что ее стоит тратить, о чем она, а это тоже всегда создает свой объем».
«Наш спектакль имеет классическую форму, я не переношу историю в современный мир. Мне кажется, настоящее в спектакле должно быть с точки зрения человеческих открытий и затрат, и тогда это вызовет доверие и сочувствие, даже если поведение героев нам кажется несколько архаичным. Мы не смотрим на происходящее сквозь розовые очки, наша задача – донести до зрителя мысль о том, что разобраться в собственных отношениях, чувствах, принять решение – очень непросто. Человек все равно примерит это на себя, ведь глобально человеческие взаимоотношения не изменились. И сейчас есть такие девушки, как Верочка. Даже если она, условно, красит волосы и слушает другую музыку, по отношению к любви или той ситуации, которая происходит у героини, современная девушка может себя представить на ее месте. И такой перфекционизм, такой захлеб от ощущения мира, переполняющие эмоции – все это, мне кажется, не меняется в зависимости от эпохи».
«Очень важным, на мой взгляд, является тот факт, что герои очевидно меняются к финалу. Мы можем не знать, что именно будет с ними дальше, но видим их трансформацию. У кого-то она ярче, как, например, у Верочки, у кого-то менее выражена, но она точно есть. Ислаев вынырнул, очнулся от своей рутины, Ракитин нашел в себе силы уехать. Их хрупкий мир исчезает, он уже не будет прежним. Происходящие события развернули героев друг к другу, заставили по-настоящему друг друга увидеть, и я этим любуюсь и это хочу показать. Здесь есть красота, мимолетность нескольких дней, но такая насыщенная внутренняя жизнь».
«Любой сюжет можно излагать разными красками, формами и средствами. В своей истории я апеллирую больше к хрупкости, какой-то бескожности, незащищенности человеческой перед страстями, перед вещами, которые вроде бы находятся в зоне комфорта, но могут однажды взорваться и лишить чего-то привычного. В нас много скрыто и иногда нужно об этом вспомнить и увидеть, но через призму того, что человек все-таки очень скучен и пуст без любви. Любовь делает людей красивее, хоть и приносит им много несчастий. Все равно это очень светлая и непостижимая магия, сила. Сила, которая управляет людьми против их воли и разума. Вот о таком безумии мне и хочется поговорить».