«Головокружительный сёрфинг во времени» по пьесе французского драматурга Жоэля Помра «Круги / Фантазии» – премьерный спектакль театра «Практика» и Мастерской Брусникина. Режиссёр Никита Кобелев пересобирает восемь историй из разных эпох, создавая условный эффект игры в головоломку. Вот только этот магический кубик верно собрать невозможно. Каждый поворот действия будто вырван из веретена истории, протекающей вне сценической площадки, что создает ощущение бесконечности повествования и затягивает зрителя в жерло безвременья.
Действие разворачивается на подиуме (художник-технолог Ольга Неволина), который аккумулирует все места действия, обозначенные драматургом: «комната с аристократическим убранством», тёмный лес, ночной клуб, церковь, подземная парковка, бюро Центра занятости. Аскетичное оформление обостряет восприятие текста, который вначале кажется набором абсурдистских диалогов, но постепенно склеивается в отчетливую картинку. Зрители наблюдают за этим процессом с обеих сторон оголённой площадки. Ход жизни героев в формате показа мод вмещает огромную хронологическую линейку: 1914 – 1904 – 2002 – 1370 – 2005 – 2007 – 2009. Среди действующих лиц встречаются рыцари, аристократы со своей прислугой, сеньор и его епископ, финансовый директор, сетевой продавец и даже бомжи.
«Пьеса Помра – своего рода катехизис Успеха, складывающегося из карьеры, семьи, осмысленного существования, желания обладать неподвластным. Сложноустроенные и нетривиальные ситуации раскрывают, как происходит подмена понятий, когда что-то важное и ценное оборачивается фейком. В тексте человечество будто ходит по кругу и ищет выхода», – утверждает режиссёр, вуалируя свою идею на сцене иронией, а порой и сарказмом. Такой приём смягчает сухой интеллектуализм Жоэля Помра, давая возможность зрителю посмеяться. В зеркале событий каждый столкнётся с собственным отражением или увидит пародию на несовершенства мира. Западная цивилизация не выступает далёкой заморской страной, здесь вообще отсутствует какая-либо привязка к географии, место действия – наша жизнь.
Повтор выходов и входов, мизансцен и даже жестов героев придают мистический флёр, в котором незаметно утопаешь, словно поддаваясь гипнозу. Лёгкость актёрского существования соседствует со скрупулёзным погружением в общее состояние постановки, где нет рамок игрового формата. Возможно, следующая сцена состоится прямо в зрительском партере, и сосед справа или слева окажется одним из участников спектакля.
Особенно это ощущается во время разыгрывания седьмой истории. Жоэль Помра определяет конкретную дату происходящего – 16 апреля 2007 года. В бюро Центра занятости поочередно заходят мужчины и женщины, затем появляются двое мужчин в костюмах. Директор центра представляет господина Тео Янсена, который сейчас проведёт мастер-класс для безработных. Его советы смешные и бессмысленные, но публика верит, что солидный человек знает толк в том, как себя успешно продать: «Вера в себя и в свои способности, вера в окружающий мир, нужно верить, что у вас все получится, что безвыходных положений не бывает, верить, что у вас на руках все козыри, верить, что вы не заложники той ситуации, в которой находитесь сегодня, верить в себя и перестать надеяться на других».
Яркими сценами становятся выходы Дениса Ясика в роли Аниматора, который с искусственной улыбкой на лице обращается в зал: «Спешу вам признаться, лично я сегодня вечером чувствую себя очень, очень, очень хорошо и даже больше я чувствую в себе невероятную энергию точнее, меня переполняют чувства, вот здесь (показывает на сердце), в области сердца… потому что мне очень, очень тепло, от вашего присутствия». В пьесе Аниматор развлекает публику ночного клуба, где звучит танцевальная музыка, на стенах играют блики зеркального шара, а где-то в темноте проглядывается силуэт танцующей женщины. В спектакле есть только шар, его вынесут, как дорогую статуэтку.
«Круги / Фантазии» будут интересны зрителям, которые ищут в театре неформальные модели постановок, но вместе с тем любят простоту, иронию, лёгкость и готовы сыграть с Аниматором в игру под названием «Бесконечность».