Заключительный музыкальный вечер традиционного «Крещенского фестиваля» в «Новой опере» состоялся 29 января. Роскошную симфоническую программу «Адамс, Брамс, Брукнер» представил лауреат премии «Золотая маска», дирижёр Филипп Чижевский.
Элегантно и продуманно обустроенная сцена. Артистичные и полные достоинства оркестранты. Программу, состоящую из тщательно подобранных праздничных и задумчиво-зимних по настроению музыкальных номеров, открывает Tromba Lontana («Далёкая труба») для двух труб и оркестра американского композитора Джона Кулиджа Адамса. У произведения есть своя история – оно было создано автором по заказу Хьюстонского оркестра к 150-летию провозглашения независимости Техаса от Мексики. Мировая премьера оркестровой фанфары состоялась в 1986 году.
Красивое название фанфара оправдывает с первых нот. Далёкие, таинственные звуки трубы уносят в неведомые предания – то ли вольная охота рассыпалась по лесу, то ли королевский «выезд» движется по заснеженной равнине. Что-то игровое, «диснеевское» или даже бродвейское слышится в 4-х минутном произведении, вобравшем в себя все исконные американские жанры. Трубачи появляются на боковых балконах, как глашатаи с фанфарами и превращают музыкальную пьесу в маленькое театральное представление.
Далее, практически без паузы – Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Иоганнеса Брамса. И снова тональность ре. Несомненно, через подобный подбор произведений протянута определённая концепция.
Филипп Чижевский не скрывает замысла: «Tromba Lontana и Концерт Брамса можно исполнять без перерыва. Получится динамично и стремительно, как на космодроме».
За роялем – лауреат международных конкурсов Алексей Мельников. Его дуэт с дирижёром и взаимодействие с оркестром завораживают. Первая часть – Maestoso. Руки дирижёра то ниспадают за крышку рояля, то взмывают вверх «девятым валом». Вместе с тем – мощный «разлив» клавиш, то впереди оркестра, то в его чутком сопровождении. В Adagio над штурмующим океаном словно появляется луч света и надежды, гармонизирующий Концерт завершающим бодрым Rondo. Allegro non troppo.
Второе отделение полностью находится во власти Симфонии № 3 ре минор австрийского композитора-органиста Антона Брукнера. В программке есть ремарка-указание: редакция №3 (1889). Дело в том, что впервые симфония была исполнена в 1877 году в Вене. Тогда её автор, вдохновленный музыкой Рихарда Вагнера, включил в произведение цитаты из опер «Тристан и Изольда» и «Валькирия». Позже Брукнер переработал симфонию, и сегодня слушатели могут стать свидетелями невероятной творческой самобытности композитора, который делает источник вдохновения опорой для своей оригинальной музыкальной истории.
Инициатор и душа концерта – дирижёр Филипп Чижевский считает, что у музыки Брукнера – вселенский масштаб, потому что он «смотрит на планету из космоса». И вновь слышна – величавая «медь» духовых, пронизывающая всю программу, деликатно поддержанная струнной группой. Галактическая бесконечность звучания полностью захватила зал, для которого двухчасового торжества великой музыки, магического дирижирования Филиппа Чижевского и колдовского мастерства музыкантов оркестра было, конечно же, мало.
«Вся программа – вдумчивая. Мы попытаемся посмотреть внутрь себя, поразмышлять, что с нами происходит, может быть, попробуем спроецировать какие-то идеи на нашу жизнь сегодня, если мы расцениваем музыку как спасательный круг, который помогает людям испытывать эмоции, чувствовать, задумываться», – говорит Филипп Чижевский.
Организаторы фестиваля анонсировали его как «масштабное музыкальное размышление о «конце времени». Когда останавливается мгновение, продолжаются ли время и жизнь? И возможен ли вообще «конец времени» – самого загадочного явления в природе жизни?
Эти философские размышления после блистательного завершения фестиваля – отличный повод ждать следующих «крещенских встреч» и более снежной январской погоды.