Репетиция спектакля «Чудный сон Татьяны» в театре «Школа драматического искусства»

5 марта в театре «Школа драматического искусства» состоится премьера спектакля «Чудный сон Татьяны» в постановке Олега Малахова.

Эта театральная версия романа начинается со сна Татьяны – мистического и ключевого места произведения. Калейдоскоп ярких событий сна эмоционально захватывает зрителя, но вскоре отходит на второй план, запуская основную линию сюжета. Спектакль наполняется легкостью и иронией, появляются импровизации на темы, предложенные автором, которые вновь сменяются событиями фабулы. Так же устроен и сам роман: он то забегает далеко вперед, то возвращается назад, то вообще уходит в сторону, отвлекаясь от основной линии сюжета.

Благодаря гостеприимству театра, мы заглянули на репетицию и поговорили с участниками постановки.

Фото: Анна Смолякова

Олег Малахов (режиссер)

В процессе работы над материалом, я заметил, что Александр Сергеевич Пушкин часто использует в романе слово «сон». Мы решили развить эту линию сна, и поняли, что таким образом сможем рассказать об этом произведении больше. Переплетение сна, реальности, мистики в нашем сюжете слилось воедино, и никогда не понятно сон это или реальность. Это подобно тому, как в гоголевском «Портрете», художник видит, что рисунок оживает, в ужасе просыпается, но и наяву видит то же самое. И вот этот принцип неопределенности у нас главенствующий.

Мы дополнили линию сюжета небольшими отступлениями, импровизируя на темы, которые есть в самом романе. Все это очень похоже на то, как строил свое произведение Пушкин, ведь он тоже частенько отступал от основного сюжета и обращался к каким-то иным вещам. Эти темы нам кажутся очень важными, поэтому мы и говорим о них в спектакле. Например, у нас есть герой, называемый «Черным человеком». Это некий рок, сопровождающий Онегина, и постепенно овладевающий им полностью. Сцену дуэли мы сделали не реальной, а, скорее, метафизической: Черный человек убивает Ленского, а потом и самого Онегина. Прямая метафора: Онегин, убивая лучшего друга, убивает себя. 

Наш спектакль наполнен произведениями Чайковского, Мусоргского, Глинки, Бородина, Глазунова, Хачатуряна, Мендельсона. Кроме того, мы объединили оперу, балет, драму и народное творчество: есть сцены, где актеры поют, танцуют. Есть фрагмент из «Лебединого озера», где Татьяна, подобно лебедю, умирает, а есть линия няни с русским обрядовым пением. 

Фото: Анна Смолякова

Анна Кутняк (исполнительница роли Татьяны)

Образ Татьяны сопровождает меня давно. Моим первым самостоятельным отрывком в театральном институте была финальная сцена из «Евгения Онегина», и в дипломном спектакле я тоже сыграла эту роль. В нашем спектакле мы взяли за основу пятую главу, описывающую сон главной героини. Но и в самом произведении тема сна очень ярко выражена. Даже сцена последней встречи Татьяны и Онегина больше похожа на сон, чем на реальность. Роман – это территория поэзии, мечты… И мне на этой территории очень интересно: здесь нет привычных бытовых рамок, а формат сна позволяет их расширить.

В спектакле много музыки, в том числе из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Чудесным образом сбылась моя мечта: я давно занимаюсь вокалом, но по оперным правилам никогда не могла бы претендовать на партию Татьяны, у меня другой голос, и моя партия – партия Ольги. Но здесь, в драматическом театре, это стало возможным, и я бесконечно счастлива!

Я надеюсь, зритель увидит новое в романе, ведь в школьной программе ему уделено мало времени, да и юный возраст не позволяет по-настоящему погрузиться в текст так, как он этого заслуживает. И, к сожалению, часто он и остается только частью школьной программы. Мне хочется, чтобы зрители увидели и услышали этот прекрасный роман, и, может быть, обнаружили в нем то, чего раньше не замечали.

Фото: Анна Смолякова

Алина Чернобровкина (исполнительница ролей Няни и Княжны Алины)

Мои героини, как черное и белое, диаметрально противоположные персонажи. Няня (как придумал ее режиссер) – это ведунья, жрица, обладающая знаниями о любви, и о том, как все устроено в этом мире. Окружая Таню заботой и оберегая ее, няня помогает юной девушке открыть в себе это первое чувство. Она постоянно находится рядом, как дух, как проводник и просто как человек, который может утешить. Это некая ассоциация с Ариной Родионовной, которая не просто рассказывала сказки, но помогала найти скрытые тайные смыслы и являлась непосредственным вдохновителем поэта.  

Княжна Алина – совсем другой образ, скорее прагматичный, чем чувственный. Она – проводник Тани в мир светский, ее задача не поиск любви, а поиск благосостояния, проще говоря, она хочет Таню выгодно «продать», то есть успешно выдать замуж. «Прыжок» из персонажа в персонаж в одном спектакле – увлекательная актерская задача, и мне, и, думаю, зрителю будет интересно.

Фото: Анна Смолякова

Фоторепортаж с репетиции спектакля

Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова

URL List