Балет Москва вдохновляет… Вечер «Танц NUVO»

Реальное и абстрактное, вечное и комичное, статичное и динамичное соединились на сцене «Новой Оперы». Здесь Балет Москва, недавно присоединившийся к этому театру, представил вечер современного танца под названием «Танц NUVO». В программу вошли три 30-минутных постановки – «Моно» (хореография Константина Кейхеля), «Этот великолепный век» (хореография Ирины Кононовой), «Озеро» (хореография Анны Щеклеиной). Каждому спектаклю присуща своя идея, свой стиль, свой ритм, своя философия…

Мировоззренческий «Моно»

Постановка с таким названием, конечно, ассоциируется с моноспектаклем. Но хореограф Константин Кейхель разбивает ожидания неискушённого зрителя, демонстрируя привычный моноспектакль лишь в последние несколько секунд действия! А так – на сцене десять танцоров, двигающихся под громкую электронную музыку (композитор – Константин Чистяков), местами пульсирующую, местами тягучую.

Фото: Батыр Аннадурдыев

В основу этой работы Константин Кейхель заложил японское понятие «моно-но аварэ», или «печальное очарование вещей». Оно связано с осознанием текучести времени и мимолётности жизни. Размышления хореографа на эту тему воплотились в слаженный динамичный танец. Здесь нет никакого спокойного созерцания «печального очарования вещей», но есть протест и бессилие от невозможности остановить время, сбежать от будничности существования, от постоянного дня сурка.

Действие начинается в глубине сцены, и поначалу удаётся рассмотреть лишь людскую массу, обнажённые торсы, хаотичные перемещения. Постепенно артисты приближаются к зрителям, а их разнородный танец наполняется вращениями вокруг собственной оси и  изогнутыми движениями тел. Перелом наступает, когда танцоры разбиваются на пары, приступающие к исполнению своих па в разное время, но постепенно приходящие к синхрону, сквозящему печальной обыденностью человеческого бытия. Скоро пары распадутся и десять человек продемонстрируют слаженный, мощный, пластичный танец, подобный постоянно ускоряющемуся времени, который достигнет своей кульминации в бесконечном финальном моновращении.

Фото: Батыр Аннадурдыев

Ослепительный «Этот великолепный век»

В яркую турецкую сказку переносит зрителей хореограф Ирина Кононова, поставившая хореографический сериал по мотивам одноимённого телевизионного. Не нужно быть знатоком, чтобы понять, что на сцене кипят страсти, присущие шикарной мыльной опере: неприступный дворец султана, три красавицы-жены, они же искусные интриганки, сплетённые ими и второстепенными персонажами коварные козни, погоня за богатством и славой, безуспешные покушения на убийства… Словом, все привычные сериальные атрибуты!

Фото: Батыр Аннадурдыев

Насыщенный сюжет разворачивается на сцене под электронную музыку саунд-дизайнера Эдуарда Козловского, меняющую свой ритм и расставляющую акценты в той или иной ситуации. Здесь есть и любовная лирика, и грозящая опасность, и вероломный обман, и хитроумный план… Не произнося ни единого слова, лишь оригинальными танцевальными движениями артисты раскрывают эпизод за эпизодом детективной мелодрамы, временами проносясь по сцене подобно перематываемой плёнке.

Ослепительные костюмы, идентифицирующие героя и его статус, противопоставлены серому скудному реквизиту (художник-постановщик – Ульяна Еремина) – аллюзии на зрителя этой нескончаемой мыльной оперы, которому не хватает адреналина, и он тратит своё драгоценное время на просмотр телевизионной ерунды. Подобно бутафорской «сверкающей» люстре и дивану на верблюжьих ногах серая масса пытается сквозь экран телевизора приблизиться к фальшивой красивой жизни, где счастья также мало, как и в реальности.

Фото: Батыр Аннадурдыев

Законсервированное «Озеро»

Хореограф Анна Щеклеина представила постановку в стиле нового танцевального экспрессионизма. Её «Озеро» – не часть природы, а форма, отражающая цикличность. Это законсервированный в первозданном виде весь спектр эмоций и чувств, присущих человеку в разные моменты его жизни. «Озеро» – это условность, идеальный круг (буквально), в котором отражается идеальная луна, меняющая своё состояние в процессе расконсервации озера и демонстрации человеческих страстей (художник-постановщик – Галя Солодовникова, художник по свету – Татьяна Мишина).

Фото: Батыр Аннадурдыев

Их воплощением становятся обтянутые в белые ленты танцовщики, разместившиеся на озере-круге, поросшем борщевиком. Сначала они находятся в статичном состоянии, затем плавно скользят, потом постепенно ускоряются под электронную музыку Василия Пешкова, повторяющую те или иные ритмы, то и дело наполняющуюся различным шумом – от шорохов до стуков. Вскоре движения танцоров превращаются в ритуальный танец, заставляющий их не без усилий освобождаться от сковывающих тело бинтов.

Танцоры останутся в разнообразных одеждах телесного цвета (можно рассмотреть и коктейльное платье, и стильный комбинезон), и унесутся в сметающем всё на своём пути потоке захлестнувших их чувств. Озеро будет засыпано землёй, луна несколько раз сменит краски (с помощью видеопроекции), действие достигнет своей кульминации, а озеро, очевидно, будет готово к очередному циклу летаргии и пробуждения.

Фото: Батыр Аннадурдыев

URL List