22 июня, в «День памяти и скорби», Театр на Юго-Западе вернул зрителей туда, откуда всё началось в 4 утра 22 июня 1941 года. В Брестскую крепость. Новый спектакль «В списках не значился» по роману Бориса Васильева поставил режиссёр Максим Лакомкин.
Проза писателя-фронтовика не так проста для постановки на сцене. Как показать масштаб военных действий на небольшом пространстве площадки «Юго-Запада»? Режиссëр предлагает своё решение: увидеть историю глазами главного героя Коли Плужникова (Игорь Степашин).
Для юного лейтенанта – выпускника училища, отличника с далеко идущими планами, война стала ошеломляющей неожиданностью и страшной действительностью буквально в первый день службы на новом месте – в приграничном Бресте. Лейтенант не успел даже встать на учёт, отдать своё предписание. Когда на рассвете началась война, Коля Плужников ни в одном списке ещё не значился…
Роман Бориса Васильева написан в лучших традициях русской прозы, когда цепляющее внимание действие соединяется с психологическими характеристиками героев и их поведения в предложенных обстоятельствах. К сути романа Максим Лакомкин подходит через глубину образов, становление характеров, подчёркнутые движением событий. В кратких и ёмких мизансценах, выделенных прямыми лучами света, туманностью дыма и обилием музыки, «рождаются» персонажи выразительные, узнаваемые, близкие.
Представление главного героя на старте спектакля происходит в одной статичной и забавной мизансцене, заменяющей описательное многословие характеристики персонажа. В ней – юмор и кристальная ясность высказывания.
Краткими, яркими, рельефными штрихами обозначены и следующие герои, которые вместе с Колей входят в новый этап его жизни: сестра Вера (Елена Лунцова) – восторженный полуребëнок, бесконечно напевающая польский хит «Wszystko mi jedno», исступлëнно любящая и гордая сыном мать (Татьяна Городецкая), влюблённая в Колю красавица Валя (Алина Лакомкина). Картинки мирной жизни, такие милые и необходимые в дальнейшем понимании развития героя, напоминают предвоенный фильм «Сердца четырёх» и поставлены с необычайной выверенностью воспроизведения атмосферы. Для такого верного ощущения стиля и манеры времени действия автор постановки и исполнители должны обладать высоким уровнем начитанности и насмотренности в эстетике эпохи, что говорит о тщательной проработке материала.
Занимательны и невероятно живописны сцены в предвоенном Бресте с точной и красочной передачей социального среза общества и нарастания политического напряжения в его состоянии. Режиссёр показывает маленький местечковый «Вавилон» – белорусы, поляки, немцы, евреи, советские пограничники сосуществуют в своём многоликом социуме пока ещё мирно, но уже тревожно. Все ещё вместе, «все ещё живы».
Именно в Бресте на сцену выходят самые колоритные персонажи: скрипач Рувим Савицкий (Андрей Санников), тётя Христя (Галина Галкина), еврейская девочка-инвалид Мирра (Анна Рыкова), которая, как и главный герой, является зрителям в иллюстративной, многоговорящей неподвижности. Тут же и несостоявшиеся сослуживцы Коли Плужникова – весёлый лейтенант Коля (Игорь Михмель), неунывающий Петя Сальников (Вадим Соколов), старший сержант Федорчук (Александр Шатохин), которого так хочется понять, бравый старшина Степан Матвеевич (Константин Курочкин), «свой в доску» Володька из Гомеля (Алексей Матошин) и совсем юный первогодок службы Вася Волков (Егор Кучкаров), чья психика не выдержала испытаний первых часов войны.
Война без единого выстрела. Дальние раскаты, похожие на гром. «Гроза, что ли?» – надеясь, но не веря в это, спрашивает солдатик. Так началась Великая отечественная. Выстрелы и взрывы, скорее всего, не слышны в подвальных лабиринтах Брестской крепости. И потому ещё можно верить, что всё это ненадолго, что немцев уже разбили в Минске, что мирная жизнь – это не только воспоминание о доме, маме, сестре.
Война – это не стрельба. Это, когда надежда тает с каждой минутой, когда крысы живут рядом и некоторые люди от ужаса тоже становятся «крысами». Это, когда можно убить предателя, но нельзя – пленного немца, потому что, всё ещё не позволяет совесть. Это, когда не выйти из крепости, хотя сопротивление, казалось бы, давно бессмысленно. Не выйти к врагу, не сдаться, не сдать. В этих чёрных, голодных, страшных буднях подземелья можно только любить. Внезапно, сокрушительно, по-настоящему.
Автор спектакля верен своему творческому почерку. Его главные козыри – образность и художественность высказывания, парадоксальность видения, умение в движениях, костюмах, построении мизансцен, музыке передать целый мир, так, как писатели это делают словом. Максим Лакомкин творит настоящий театр, умело пользуясь «языком сцены». В его работах всегда важен флëр мистики, которая образует колдовство действия, облекает его в высокий смысл, отрывает искусство от твердыни жизни, «включает» у причастных канал взаимопонимания, желание ментального соучастия.
В новом спектакле участвует большая часть труппы театра. Молодые и маститые актёры играют на равном пределе возможностей. Образы, созданные Андреем Санниковым и Галиной Галкиной, претендуют на легендарность.
На сцене нет громоздких декораций, без которых всегда умели обходиться на «Юго-Западе». Вся сценография сосредоточена в косом кубе камня-постамента, представляющем крепость, дрожки, памятник и всю подземную «вселенную» юных влюблённых. В этом спектакле о войне и любви не слышно грома боёв. Его герои, кружась в мирном вальсе, будто бы плавно переворачивают страницы бессмертной прозы.