29 сентября в театре «Школа драматического искусства» состоится премьера спектакля «Дядюшкин сон» в постановке Глеба Черепанова.
Повесть «Дядюшкин сон» была написана Ф. М. Достоевским после долгого творческого перерыва, связанного с пребыванием в Омском каторжном остроге, а затем и на военной службе в Семипалатинске. Изначально у автора был замысел написать не повесть, а пьесу: сохранились черновики с подробными ремарками. Возможно, именно этот факт объясняет яркую театральность произведения, насыщенность образов и подробные описания.
В спектакле режиссер Глеб Черепанов не просто обращается к раннему Достоевскому, но изучает произведение, содержащее истоки всех будущих творений автора, уделяя особое внимание князю К.
Благодаря гостеприимству театра, мы заглянули на репетицию и поговорили с участниками постановки.
Глеб Черепанов (режиссер)
Мне кажется, что в произведениях Достоевского много юмора. Даже в его других произведениях, всем известных, больших романах, юмора очень много, но он особый, не с первого взгляда считываемый. «Дядюшкин сон» – ранняя повесть, но даже не вдаваясь в глубокое литературоведение понятно, что в этой повести – истоки всех его будущих произведений. Достоевский не скрывал, что «Дядюшкин сон» написан под влиянием Гоголя, и эта связь двух авторов очень важна и интересна.
Мне бы хотелось, чтобы зритель вышел со спектакля заряженный некой энергией, в состоянии света. Это довольно важная интонация, какой-то светлой грусти, она есть в этом произведении. Главный герой – князь К. – как раз носитель этого настроения. Этот персонаж очень интересен, на мой взгляд он – один в череде князей Достоевского. Князь К., князь Мышкин и Ставрогин, которого тоже называют князем. Эти персонажи откуда-то приезжают и начинает что-то происходить, и остальные герои вскрываются посредством взаимодействия с этими князьями. Например, Мышкин даже в злодеях выявляет что-то доброе, Ставрогин – наоборот, выводит из людей худшее, а князь К. во многом предвестник этих князей. В нем есть что-то от еще даже непридуманного Мышкина.
Мне кажется очень важным, чтобы у зрителя не было ощущения, что какой-то персонаж положительный, какой-то – отрицательный. В каждом есть какая-то трогательность, наивность, даже детскость. Даже совершая неоднозначные поступки, они все равно ищут счастья. Это один из важнейших мотивов: поиск счастья, желание его достичь несмотря ни на что.
Анна Кутняк (исполнительница роли Зины)
Мой персонаж – один из немногих в повести драматических персонажей со сложными предлагаемыми обстоятельствами. В жизнь этой девушки одновременно входят и близкая смерть любимого человека, и сватовство князя, и напряженная ситуация в отношениях с мамой. Достоевский любит поставить своих героев в какое-то переходное, крайнее состояние, и именно в таком состоянии на протяжении всей истории находится моя героиня.
Зина – все еще ребенок, который открыт этому миру и высоким идеалам, которые, как она верит, можно воплотить в жизнь. Но мы знаем, что эти идеалы возможны только в идеальной жизни, когда белое – это белое, а черное – черное. По мере взросления цвета перемешиваются, ты больше не видишь события строго отрицательными или положительными, все усложняется, и мне кажется, у моей героини как раз и происходит подобное взросление.
Работа над спектаклем была счастьем для меня! У нас прекрасная команда, мы все заинтересованы работой и стараемся как можно глубже проникнуть в материал. И в процессе обсуждения, и в процессе репетиций я старалась учиться у своих старших коллег, потому что это первая моя работа в ШДИ вне мастерской Олега Малахова, и я с восхищением смотрю на всех актеров и чувствую большую поддержку от них. Для меня радостно и волнительно оказаться в таком сплоченном коллективе, где никто не пытается быть первым, а все готовы помочь, протянуть руку, и все происходит в дружбе и любви.
Кирилл Тепляков (музыкальный руководитель спектакля и исполнитель роли Доктора)
Музыка – эмоциональный фон спектакля, и моя задача заключалась в том, чтобы найти в спектакле особую грань карнавального творчества Достоевского, отличного от того, что он писал в более поздние годы. Наш спектакль что-то вроде клоунады (в хорошем смысле, конечно). Необходимо было достичь такого эффекта, чтобы музыка не просто поддерживала актеров на сцене, а была некоей декорацией в плане звука, скрепляла сюжет, персонажей и помогала действию раскрываться с эмоциональной точки зрения, потому что музыка – язык, который понимают все, и музыка оказывает особое воздействие на зрителя в любой постановке.
В работе над спектаклем требовалось определить желаемый эффект в той или иной сцене. Все персонажи повести имеют яркий характер, и под каждого индивидуально мы подбирали свой музыкальный стиль. Например, отталкиваясь от описания полковницы Фарпухиной, мы создали довольно жесткую линию с четкими движениями, и в музыке этого персонажа превалируют перкуссионные инструменты, подчеркивающие не только движения, но и слова. То есть музыка подбиралась в зависимости от того, что персонаж транслирует, и так можно будет проследить буквально за каждым героем этой истории.
Мой персонаж – Калист Станиславович – тот человек, который знает про этот город все. Он наблюдает происходящее как доктор, отчасти, со стороны, и, как и во многих других произведениях разных авторов, имеет какое-то дьявольское зерно.
Александра Лахтюхова (исполнительница роли Марьи Александровны Москалевой)
Мне кажется, Достоевский – один из тех авторов, которые никогда не устаревают. И, может быть, даже приобретают какие-то другие, более актуальные значения в современном мире. «Дядюшкин сон» – это и смешно, и безумно трогательно, и объемно, и написано так, что как бы ты это не сыграл, если ты хоть чуточку талантлив, это должно прозвучать.
Моя героиня намного старше меня, но при работе над спектаклем мы решили, что не будем отталкиваться от возраста. Марья Александровна абсолютно молода душой, энергична так, как иногда и 20-летние не энергичны. Это женщина-поэт, женщина-фантазия, ее ресурсы неисчерпаемы, поэтому тут даже выгоднее, что ее играет молодая актриса.
Для меня отношения Марьи Александровны и Зины – это отношения людей, которые друг друга любят. По-своему, безусловно, но очень любят. Мать, конечно, в какой-то степени хочет уберечь дочь. Понятно, что она уже плохо помнит, каково это – чувствовать себя раненой любовным недугом. Но она понимает, что глобально, со временем, чувства могут остыть и пройти, чувства могут ранить или даже убить, а если ты как-то уже себя поставил в этом мире, с этим смириться проще.
Кирилл Федоров (исполнитель роли Князя К.)
Мой герой – новый для меня опыт, я впервые буду играть острохарактерного персонажа. Основная задача будет состоять в том, чтобы не потерять самого себя, но в то же время рассказать о судьбе и личности человека в возрасте, пожилого мужчины, который по ходу спектакля будет проявлять свои детские качества. И вот эти возрастные «переходы», эмоциональные качели, трансформации, которые происходят с ним очень интересны для меня, в первую очередь как для артиста. Но также и с психологической точки зрения, так как спектакль пронизан тонкостями и откровениями.