Первой премьерой нового сезона в театре «Школа драматического искусства» стал спектакль «Дядюшкин сон» по одноименной повести Ф.М.Достоевского.
После долгого творческого перерыва, связанного с пребыванием в Омском каторжном остроге, а затем и на военной службе в Семипалатинске, Достоевский, не без оснований опасаясь цензуры, обратился к довольно невинному юмористическому сюжету из провинциальной жизни. «Дядюшкин сон» повествует о том, как дряхлеющего Князя К. чуть было не женили на первой красавице захолустного городка Мордасова. В повести ярко проявился сатирический талант Федора Михайловича, однако эта история – комедия лишь на первый взгляд.
У «Дядюшкиного сна» счастливая театральная биография. Возможно, благодаря тому, что автор изначально задумывал не повесть, а пьесу, произведение легко прижилось на сцене и стало популярным у режиссеров всех времен. В Школе драматического искусства сновидения «оживил» Глеб Черепанов, приятно удивив зрителя необычным и неожиданным видением героев Достоевского.
В духе великого мастера таинственных и мистических историй Николая Васильевича Гоголя (к слову, Достоевский не скрывал, что «Дядюшкин сон» написан под его влиянием) городок Мордасов в зале «Манеж» балансирует между сном и явью. Причудливые костюмы и многоуровневая сценография (художник-постановщик Мария Морозова), музыкальная и световая партитуры (художник по свету Михаил Глейкин, композитор Кирилл Тепляков) – все говорит о том, что возможно (а может быть и нет) вам это только чудится.
Наружный, почти бутафорский комедийный мир спектакля скрывает в себе и шекспировский театр, пронизанный поистине трагическими линиями, и провинциальные страсти Островского с его крупно очерченными людскими характерами, и легкость водевильных историй всех времен, и пластические композиции (хореограф Ксения Руденко), и даже нечто сказочное, в духе Александра Сергеевича Пушкина.
Смешивая жанры, Глеб Черепанов сделал спектакль интересным для всех возрастов: дети увидят, что классическая литература может быть увлекательной, юноши и девушки порадуются динамике действия и яркому оформлению, взрослые удивятся новизне в знакомом со школьной скамьи произведении. И все это станет хорошим предлогом для беседы между поколениями.
Сплочение поколений происходит не только в зрительном зале, но и внутри спектакля: на роли возрастных персонажей режиссер, вопреки ожиданиям, назначил молодых артистов, которые, к счастью, не пытаются утрированно играть старость, а «рисуют» своих героев новыми, свежими красками. Ярче всего эта необычная контрастность проявляется в роли Князя К. – фигуре отчасти традиционной, уходящей корнями в старинные комедии нравов. Однако Глеб Черепанов убежден, что Князь К. – предвестник всех князей Достоевского, особенно князя Мышкина, благодаря чему этот персонаж предстает в спектакле совсем в ином свете.
Сыграть старика для молодого, полного сил актера – задача не из простых. Кирилл Федоров создал удивительно многогранный образ Князя К., выходящий за рамки банального грима и поверхностной телесности. Его работа основана на всестороннем изучении и понимании предыстории и переживаний персонажа. Плавно переплетая комедийные и драматические элементы, он уловил иронические аспекты возраста, вызывая смех зрителей посредством игривых взаимодействий, остроумных диалогов и милых неудач. В то же время, понимая глубокое чувство утраты, сожаления и одиночества своего героя, демонстрируя присущую ему трагедию, Кирилл Федоров психологически усложняет внутреннее состояние Князя К., наделяя его чертами детской наивности, беспомощности и своеобразного благородства. Финальный выход героя, в котором многие зрители без труда узнают монолог князя Мышкина о счастье – тот самый момент объединения князей Достоевского, в котором одновременно уживаются и гротескная фантастичность, и психологическая глубина, и откровенный трагизм.
Так, в соединении полярно разных жанров и эмоций, живет актерский ансамбль спектакля, каждый участник которого делает своего героя ярким и запоминающимся. Анна Кутняк безупречно уловила суть своей героини, с удивительной нежностью и эмоциональной глубиной вдохнув в нее жизнь. Зина – открытая миру молодость с ее романтикой и стремлением к высоким идеалам, которая, к сожалению, разбивается о скалы реальности.
Александре Лахтюховой, наравне с Кириллом Федоровым, достался возрастной персонаж. Марья Александровна Москалева в ее исполнении – сродни Наполеону, разворачивающему грандиозные планы на карте пусть и маленькой, но собственной империи. Ее жизнь – непрерывное противостояние всему и вся, даже «дураку» Шекспиру, настроившему дочь Зину на слишком уж романтический лад. По словам актрисы, Москалева – женщина-фантазия, чья душа молода, а энергия бесконечна.
Той же всепоглощающей энергией наделены, кажется, все женщины уездного городка. Софья Петровна Фарпухина в исполнении Ольги Малининой – настоящий боевой генерал, способный и провести рекогносцировку, и по-свойски «принять на грудь», и, совершенно неожиданно, предстать перед зрителем нежным цветком. Под скромной маской Настасьи Петровны Зябловой (Алина Чернобровкина) кроются нешуточные страсти, а мордасовские дамы (Александра Гладкова, Анна Пик, Галина Селякова) и вовсе мастерицы на все руки: могут и песню спеть, и заговор раскрыть.
Мужчины спектакля больше тяготеют к собирательным литературным образам: Евгений Поляков (Мозгляков) соединил в своем персонаже гоголевского черта и Мефистофеля, Николай Гонтар (Афанасий Матвеич) – все сказки, в которых злая колдунья превращает героя в зверя. В Докторе Кирилла Теплякова есть что-то чеховское, та же отстраненность и научный интерес, а Александр Стасеев (Терентий, Никита, Гришка) как будто сошел со страниц комедий Карло Гольдони.
«Дядюшкин сон» – увлекательная и динамичная постановка, своеобразный бодрящий ветер, раскрывший старинную книгу на самом интересном месте. Перелистывая страницы, команда спектакля будто возвращает к жизни знакомых персонажей, придавая самой истории необходимой новизны и актуальности. В самом открытом пространстве Школы драматического искусства – зале «Манеж» – зрителей ждут неожиданные открытия и настоящие театральные чудеса.
Следующие показы 27 и 28 октября, 29 и 30 ноября